Смольный собирается построить кольцевую ветку метро и протянуть подземку в Ленобласть. Но предприниматели не учитывают эти обещания, когда планируют развитие бизнеса.
Смольный актуализировал планы строительства линий метрополитена: кольцевая ветка подземки все–таки будет, станция "Кудрово" появится раньше, чем планировалось, а вот тянуть метро в Стрельну, Осиновую Рощу и Бугры до 2028 года не актуально.
Бизнес остался равнодушен к этим новостям: предприниматели давно привыкли к постоянно меняющимся перспективам развития петербургской подземки, некоторые предпочитают самостоятельно решать проблемы транспортной доступности.
Новый подземный курс
В соответствии с обновленными планами расширения метро, в 2021 году начнется строительство 40–километровой кольцевой линии подземки. В кольцо войдет 20 станций, из них на 14 предусмотрена пересадка на другие линии. Часть станций будущего кольца действует и сейчас: "Лесная", "Ладожская", "Елизаровская", "Международная", "Парк Победы", "Нарвская", "Василеостровская", "Спортивная" и "Петроградская".
Первый участок круговой линии из пяти станций длиной 7,5 км планируется запустить в 2025–2026 году. Он пройдет от станции "Большой проспект" до станции "Лесная–2". Сроки сдачи второго участка, длина которого составит 9 км, до "Ладожской–2", пока не определены.
В 2018 году откроются станции "Новокрестовская", "Улица Савушкина" (вариант названия — "Беговая"), "Проспект Славы", "Дунайская" и "Шушары" ("Южная").
Более–менее определились перспективы строительства станции "Кудрово" — до одноименного поселка Ленобласти, где идет активное жилищное строительство, предусматривающее увеличение местного населения до 150 тыс. жителей к 2030 году. Ленобласть обещает поучаствовать в строительстве станции "Кудрово", чтобы она открылась не позднее чем в 2025–м.
А вот развивать метро в сторону Лахты, Парголово, Янино, Сосновой Поляны и намыва Васильевского острова Смольный раньше 2028 года не собирается. В предыдущих планах назывались разные сроки развития этих направлений, последний предусматривал, что тоннели начнут прокладывать после 2025 года.
В адресной инвестпрограмме комитета по развитию транспортной инфраструктуры на 2017 год на строительство метро запланировано 21,7 млрд рублей, на 2018–й — 16,9 млрд, на 2019–й — 22,4 млрд.
Никто и не ждет
Бизнесмены давно привыкли встречать очередные транспортные инициативы Смольного как декларации о намерениях и не рассчитывают на их исполнение. А те, кто в свое время делал ставку на утвержденные городом программы развития транспортной инфраструктуры, оказались в неловком положении.
Например, "Главстрой–СПб" начинал возведение жилого комплекса "Юнтолово", когда городские власти обещали, что к 2020 году прямо рядом с ним откроется станция метро. Тогда предполагалось, что в Юнтолово построят зоопарк и к нему проведут метро. Теперь копать в эту сторону тоннели в обозримом будущем даже не планируется, поэтому покупатели квартир в ЖК "Юнтолово" жалуются на интернет–форумах на обман.
В заблуждение невольно была введена и компания "Газпром нефть". В 2010 году вместо приобретенного компанией участка на Охте, где под давлением градозащитников Смольный запретил ей строить офисный небоскреб, город предложил надел в Лахте. Участок был удален от жилой застройки и автомагистралей. Как сообщил заместитель гендиректора по корпоративным коммуникациям компании "Газпром нефть" Александр Дыбаль, непривлекательность этой территории чиновники обещали компенсировать строительством метро и развитием прочей инфраструктуры. Но потом планы города поменялись, и теперь о станции "Лахта" можно забыть лет на пятнадцать.
"Территории, где скоро откроются новые станции метро, мы застроили еще 5–6 лет назад. Если бы заявленные городом сроки открытия новых станций выдерживались, застройщики могли бы планировать развитие районов вблизи будущих станций подземки. Сейчас же метро приходит туда, где и так уже все застроено, поэтому на строителей это не оказывает никакого влияния", — комментирует Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости ГК "ЦДС".
Спасение утопающих
Некоторые девелоперы самостоятельно решают проблемы транспортной доступности своих новостроек. Например, "Группа ЛСР" и инвестиционная компания "Лидер" вложат 12,7 млрд рублей в строительство 14 км линий скоростного трамвая в Красногвардейском районе, где ЛСР строит три крупных жилых комплекса. Завершить прокладку трассы инвесторы обещают уже к концу 2018 года. И готовы начать новый проект — строительство аналогичной ветки во Всеволожск. На это потребуется 3,5–4 млрд рублей.
Смольный тоже собирался развивать в Красногвардейском районе легкорельсовый транспорт, но проект не задался — нет денег.
Компании, расположенные в МФК "Балтийская жемчужина", а также местные девелоперы несколько лет оплачивали бесплатные маршрутки в этот микрорайон от разных станций метро. Этой весной их отменили, так как появилось около 20 маршрутов наземного транспорта. В середине 2000–х, на старте застройки этого района, город обещал к 2020 году проложить сюда метро, а теперь его планируют строить не раньше 2028 года.
Специальный представитель губернатора Санкт-Петербурга Вадим Александров, в свою очередь, прокомментировал пессимистичное отношение бизнеса к будущему метрополитена. По его словам, отставание от потребностей города в развитии метро, конечно, пока еще по-прежнему существенно, но надо быть реалистами: невозможно наверстать отставание в 20 лет за короткий срок. Он также отметил, что бюджет строительства за 5 лет вырос практически вдвое: с 11,7 до 19,7 млрд рублей, плюс к этому выделяется федеральное финансирование. Сейчас одновременно строится сразу 4 линии с 9 станциями – такого не было даже в советские годы.
"При таком внимании со стороны города к метростроению и при плановой системной работе всех участников строительства: заказчика, проектировщика, "Метростроя", вполне реально и сократить отставание, и воплотить в жизнь и кольцевую линию, и метро в Кудрово, в Юнтолово, в Лахту и в другие районы города", - сказал Вадим Александров.
“
Застройщики учитывают перспективы развития метрополитена, покупая землю под новые проекты. Но, к сожалению, в последние годы планы развития метро стали часто меняться. Отказ от станции или перенос ее строительства на 20–30 лет существенно отражается на проекте. Мы уже видели такое в Юнтолово, когда под обещание метро создавался проект комплексного освоения территории, а затем застройщик ломал голову над транспортной схемой, адекватной будущему пассажиропотоку. Поэтому застройщики ориентируются на самую ближайшую перспективу, так как через 30 лет обещанное метро может оказаться совсем не там, где предполагалось.
Николай Урусов
генеральный директор строительной компании "Красная стрела"
“
Планов по строительству новых станций метро в городе много, а реальных дел и завершенных проектов мало. Мы все годами ожидаем появления новой инфраструктуры — не только метро, но и линий скоростных трамваев и других транспортных объектов в районах активной застройки, таких как "Балтийская жемчужина" и Шуваловский пр. Но движения в этих вопросах пока нет. Так что, по моим ощущениям, бизнесмены при планировании своей деятельности уже давно перестали ориентироваться на планы города по развитию метро. Некоторые застройщики, такие как ЛСР, даже сами строят трамвайные линии к своим проектам, не дожидаясь прихода метро.
Евгений Богданов
основатель проектного бюро RUMPU