Кто стал миллионером. Семь бизнесменов выбыли из нового рейтинга миллиардеров

Из нового рейтинга миллиардеров "ДП" выбыли сразу семь известных бизнесменов. А некоторые аутсайдеры решили проблемы и вернулись в строй.

Сразу несколько миллиардеров, новый рейтинг которых "ДП" опубликует 26 сентября, в этом году перешли в разряд простых миллионеров. Кто–то (как Артем Маневич и Михаил Бобров) обанкротился и отдал свои миллиарды кредиторам. Кто–то (Александр Сабадаш) пребывает в местах не столь отдаленных, что фатально сказывается на состоянии бизнеса. Кто–то (как, например, Сергей Подобед, Валерий Ларькин и Андрей Ивойлов) на поверку оказался номинальным собственником или младшим партнером при других состоятельных петербуржцах. Кто–то (как Михаил Тевелев и Евгений Кадомский) так увлекся новыми рискованными проектами, что не заметил, как потерял львиную долю своего состояния.
Но традиционно не обошлось в новом рейтинге и без триумфальных возвращений недавних аутсайдеров. Например, весной 2017 года эффектно завершил банкротство своего автохолдинга "РРТ", избавился от кредиторов и вернулся в автобизнес с новым проектом "Объединенная автомобильная корпорация" Олег Барабанов. Поэтому и тех, кто не вошел в новый рейтинг, рано сбрасывать со счетов. Возможно, их миллиарды просто хорошо спрятаны и ждут своего часа.

Михаил Бобров, «Балтийский берег»

Главный актив Михаила Боброва — рыбоперерабатывающий холдинг «Балтийский берег» (ББ). Бизнесмен контролирует около 75% компании и много лет возглавляет ее. В 2009 году ББ купил лососевые фермы в Мурманске и учредил ПАО «Русский лосось» (РЛ), которое занялось производством рыбы. Холдинг планировал за 3 года вложить в развитие этого бизнеса 3 млрд рублей и выйти на мощность 30 тыс. т лосося в год
К 2014 году ББ занял 25% рынка рыбопереработки Петербурга, 15–20% — в регионах и 5–10% — в Москве. Оборот материнской компании, ЗАО «Балтийский берег», достиг 9 млрд рублей, чистая при­ быль — 207 млн, у «Русского лосося» соответственно 2,1 млрд и 3,4 млн рублей.
Казалось бы, случившаяся в конце 2014–го девальвация рубля и объяв­ ленное Россией продовольственное эмбарго должны были сыграть на руку ББ: после запрета импорта лосося цены на рыбу взлетели почти вдвое. Но в 2015 году на ББ об­ рушилось сразу две беды: из–за инфекции погибли мальки и товарная рыба на фермах, а из–за девальвации рубля резко по­ дорожали валютные кредиты, полученные холдингом в 2012–2013 годах на развитие производства. Объем еврокредитов составлял 29,5 млн, еще 51,5 млн — в норвежских кронах, плюс 2,732 млрд в рублях.
ББ подал иск о своем банкротстве. В апреле 2017–го в компании введено конкурсное производство.
В 2016 году совокупная выручка ББ и РЛ составила 6,5 млрд рублей, убыток — 1,8 млрд
Все эти перипетии привели к тому, что Михаил Бобров, который в 2015 году занимал 126–е место в рейтинге миллиардеров со стоимостью своих активов 4,95 млрд рублей, по итогам 2016–го не во­ шел в рейтинг, так как оценка его активов оказалась отрицательной.
Главный актив Михаила Боброва : холдинг «Балтийский берег» (Бобров контролирует 75% через « Элькамо трэйд энд инвест»). С ББ связаны компа- нии, занимающиеся недвижимостью, транс- портно–логистическими услугами: «Терминал ББ», «Балтийский берег Энерго» и др.

Артем Маневич, бывший совладелец ХК «Эра»

В 2016 году холдинговая компания «Эра», в которой Маневичу принадлежало 70%, стала куратором достройки проблемных объектов ГК «Город». На достройку требовалось 9 млрд рублей, из них 3 млрд дал в кредит банк «Санкт–Петербург», остальное планировалось выручить за счет продажи принадлежавших «Городу» 100 га земли в Каменке: 50 га этой территории подготовлено к продаже. В 2017 году компании «Полис Групп» и «Арсенал– Недвижимость» купили 4 га из них, они должны в рассрочку до 2019 года выплатить за покупку 5,3 млрд рублей. В текущем году предполагалось направить на стройку около 2 млрд рублей из этой суммы
Но в январе 2017 года обанкротилась принадлежащая Маневичу фирма — ООО «Высокие энергостроительные технологии» (ВЭСТ). Она была крупным подрядчиком «Ленэнерго». И в итоге возникшие у «Ленэнерго» финансовые проблемы от­ разились и на ВЭСТ: они задолжали Сбербанку 491 млн рублей и в январе 2017–го обанкротились. А в феврале в арбитраж поступил иск Сбербанка и о личном банкротстве Артема Маневича
Чтобы обезопасить активы ГК «Город», доставшиеся структурам Маневича, от посягательств кредиторов бизнесмена, было принято решение сменить структуру собственников ХК «Эра». И в июне Маневич потерял контроль над этой компанией, уменьшив свою долю до 3,5%, а по­ том и вовсе вышел из капитала фирмы
Пока Артем Маневич официально не признан банкротом: заседание арбитражного суда по этому делу назначено на 19 сентября. Но уже ясно, что у бизнесмена не осталось ни одного сколько–нибудь ценного актива. Поэтому по итогам 2016 года он не вошел в рейтинг миллиардеров, хотя в предыдущем рейтинге занимал 140–е место с оценкой активов 4 млрд рублей.
Артем Маневич владел 70% «Эры» и 100% «РНК–Инвест», которой принадлежат все юрлица ГК «Город». Сейчас у Маневича не осталось долей в «Эре». Он также владел ООО «Высокие энергостроительные технологии», которое признано банкротом.

Михаил Тевелев, сооснователь Food Retail Group

Будущий ресторанный холдинг Михаила Тевелева и его партнера Евгения Кадомского начинался в 2003 году с ресторана «Две палочки» на Итальянской ул. В 2004 году партнеры основали сеть столовых «Фрикадельки». Оба проекта оказались удачными. Успех вдохновил парт неров, и в 2013 году они открыли первый развлекательный центр Maza Park. Начала работу и их бизнес–школа управления в индустрии сервиса и кулинарного искусства Swissam. Холдинг Food Retail Group стал заметен на рынке.
В 2015 году и Тевелев, и Кадомский, по данным рейтинга миллиарде­ ров «ДП», владели активами на 2,9 млрд рублей каждый. Тогда же стал понятен почерк бизнесменов — готовность к смелым проектам, риску: инвестиции в открытие второго развлекательного центра Maza Park в Петербурге составили 1,1 млрд рублей с учетом выкупа здания в соб­ственность. На пике развития в 2015 году Евгений Кадомский вышел из проекта. Юрлица, которыми партнеры владели в равных долях, перешли в собственность Михаила Тевелева
К сожалению, следующий год стал для холдинга неудачным. Резкое ослабление рубля поставило крест на высокорисковом проекте ресторана Urbo на Манхэттене, и в 2016 году FRG закрыл американский проект, инвестиции в который превышали $50 млн. Холдинг бы пережил этот удар, если бы не другие ошибки, допущенные в управлении бизнесом. На компании, входящие в FRG, посыпались иски от контрагентов. Сейчас ряд юр­ лиц холдинга проходят процедуру банкротства, недавно был закрыт ресторан «Кулек», а здание MazaPark на ул. Хошимина продано владельцам универсама «Народный». Тем не менее Михаил Тевелев сохраняет оптимизм и настроен продолжить работу на ресторанном рынке
Рестораны «Большая кухня», « Марчеллис », Biblioteka, «Две палочки».
Бизнес–школа управления в индустрии сервиса и кулинарного искусства Swissam

Андрей Ивойлов

Андрей Ивойлов, экс–владелец Объединенной автомобильной корпорации, не скрывает своей радости от того, что выбыл из списка миллиардеров «ДП». И у него есть для этого повод. В отличие от тех, кто обанкротился, бизнесмен удачно продал свой бизнес, рассчитался с кредиторами и теперь руководит компанией «Р–Моторс ЛАДА», которая входит в состав казахстанского холдинга «Бипэк авто — Азия авто», крупнейшего дилера марки в России
Путь к миллиардам был для Андрея Ивойлова непростым. До 2013 года он владел 7% в автодилерской компании «РРТ», где основным акционером был Олег Барабанов. Перед банкротством РРТ в конце 2013 года партнеры поделили бизнес. Андрей Ивойлов арендовал здания авто­ центров РРТ, которые были проданы Олегом Барабановым для погашения долгов перед банками, и стал торговать там машинами GM под брендом «Р–Моторс». А за­ тем, после ухода GM c российского рынка, получил контракт с АвтоВАЗом и стал крупнейшим дилером Lada в Петербурге — более 30% рынка города
До 2017 года он активно наращивал портфель брендов и в итоге создал Объединенную автомобильную корпорацию (ОАК), которая продавала марки Subaru, Nissan, Lada и другие. По итогам 2016 го­ да ОАК занимала 5,4% на авторынке города. Выручка за этот период составила 11,7 млрд рублей. В начале лета 2017 года стало известно, что Андрей Ивойлов продал ОАК Олегу Барабанову. Полученные от сделки деньги он направил на по­ гашение кредитов перед банками и в итоге остался без долгов, но и без миллиардов (в 2016 году его бизнес оценивался в 2 млрд рублей). Олег Барабанов, в свою очередь, продал направления Lada холдингу «Бипэк авто — Азия авто», где Анд­ рей Ивойлов стал управляющим.
Ранее Андрей Ивойлов владел Объединенной автомобильной корпорацией. В рамках работы в « Бипэк авто — Азия авто» бизнесмен руководит направлением Lada в Петербурге. Сейчас компания планирует открыть четвертый в петербургском портфеле автоцентр марки.

Валерий Ларькин

Ничего катастрофичного в судьбе Валерия Ларькина за год не произошло. Даже напротив, стало известно, что принадлежащая ему компания «Лидер» займется строительством спорткомплекса на участке 4,3 га на Светлановском пр. — инвестиции в него оцениваются в 500 млн рублей. Но все дело в том, что как раз в тот период, который оценивал «ДП», составляя предыдущий рейтинг миллиардеров, Валерий Ларькин был владельцем 80% ООО «Санкт–Петербургская ритуальная компания». После этого он передал значительную часть компании (60%) основному бизнес– партнеру Игорю Минакову и еще Валерию Назарову. У Ларькина осталось 20% этого бизнеса. Таким образом, он был владельцем компании всего около года, а до того имел все те же 20%. Так что, можно сказать, «ДП» застал бизнесмена во время совершения небольшого финансового кульбита, за счет чего Валерий Ларькин и оказался в списке миллиардеров.
Тем временем Ларькин продолжает заниматься привычным бизнесом. С 2000 года он курирует работу целого ряда похоронных компаний, они обслуживают прежде всего силовые структуры. Сейчас, согласно СПАРК, Ларькин — совладелец восьми ритуальных компаний (доли от 20 до 50%), еще нескольких фирм, занимающихся изготовлением памятников, а также ряда небольших разнопрофильных предприятий. Среди последних — 30% ООО «Посейдон», которое управляет комплексом Балтийских бань на ул. Шкапина.
Что же касается Санкт–Петербургской ритуальной компании, то даже бывалых финансовых аналитиков потрясла отчетность этого ООО: официальная рентабельность активов составляет 370%. Даже торговля рабами в XVIII веке не приносила такой доходности, говорят эксперты «ДП».
Владимир Ларкин является одной из ключевых фигур в окружении миллиардера Игоря Минакова
Он начинал водителем в «Ленэнерго». Сейчас состояние оценивается примерно в 0,7 млрд рублей. Совладелец 14 компаний, еще шесть принадлежат ему полностью.

Сергей Подобед, «Балтрос»

В карьере Сергея Подобеда рабо­ та на госслужбе чередуется с бизнесом. В начале 1990–х он был депутатом Ленсовета, с 1991 по 1994 год возглавлял комитет по земельным ресурсам Петербурга. Затем возглавил НПО «Балтрос» и руководил строительным холдингом 12 лет.
В 2006 году снова стал чиновником, но уже федерального уровня — главой Роснедвижимости. Через 2 года вернулся в бизнес. Сергей Подобед вместе с Давидом Трактовенко занялись реализацией масштабного проекта комплексного освоения территории в южной части города — проекты «Новая Ижора» (площадка 285 га, объем строительства — 500 тыс. м2 ) и «Славянка» (220 га, 1,4 млн м2 ).
В начале 2010–х годов «Балтрос» входил в тройку крупнейших петербургских застройщиков, сдавая по 200–250 тыс. м2 жилья в год. Значительная часть жилья была продана по госзаказу для Минобороны РФ. Проекты были завершены в 2013– 2014 годах. Три года назад, когда почти все объекты были сданы, хозяева «Балтроса» заговорили о намерениях свернуть бизнес и разделить активы. Обеспечивающий панелями стройки «Балтроса» ДСК «Славянский» был выставлен на продажу за 1 млрд рублей, но найти на него покупателя удалось только через 3 года. Весной 2017 года производитель фармацевтичес­ ких субстанций «Активный компонент» приобрел ДСК «Славянский» и 5 га земли в Пушкинском районе со значительным дисконтом — за 400 млн рублей.
После раздела бизнеса с Давидом Трактовенко у Сергея Подобеда остались менее прибыльные активы: ООО «Сотэкс», НПО «Балтрос». Сейчас его компании занимаются эксплуатацией построенного жилья и работают как подрядные организации. Основной профиль — строительство социальных объектов, школ и детских садов.
Ранее Сергей Подобед владел 20% ООО «Заневский», 50% ООО «Новая Ижора», 11% «Славэнерго». До сих пор ему принадлежит 100% УК «Балтрос», 90% ООО «Сотекс», а также 100% НПО «Балтрос»

Александр Сабадаш

Александр Сабадаш — одна из зна­ковых фигур в петербургском бизнесе. Крах его империи начался в 2014 году. Бизнесмен был задержан по обвинению в покушении на мошенничество. По вер­сии следствия, его компания «Выборгская целлюлоза» привлекла ООО «Эс — Контрактстрой» для строительства в Выборге завода по производству пеллет за 12 млрд рублей и после представила в ФНС Моск­вы поддельные документы, которые под­тверждали выполнение строительных ра­бот. Это делалось для того, чтобы полу­чить из бюджета 1,8 млрд рублей в качес­тве возмещения налога на добавленную стоимость. В 2015 году суд признал Алек­сандра Сабадаша виновным и приговорил к 6 годам лишения свободы. Сам он себя виновным не признал.
C тех пор состояние бизнесмена неуклонно падало. В 2015 году оно оценива­лось в 4 млрд рублей, в 2016 году — уже в 1,1 млрд рублей. Сегодня все активы Александра Сабадаша либо банкротятся и перешли под внешнее управление, ли­бо завалены многомиллионными исками от кредиторов.
После ареста бизнесмена начали один за другим рушиться связанные с ним структуры, в частности банк «Тавричес­кий». Теперь он проходит процедуру са­нации банком МФК, и новый менеджмент разыскивает ранее неизвестные активы Александра Сабадаша, которые кредито­вались в банке. Иски более чем на 4 млрд рублей поданы к нескольким иностранным компаниям, связанным с бизнесме­ном. Среди них болгарский застройщик Karrat Group Eood, получивший кредиты от банка на сумму 1,2 млрд рублей. Ком­пания с 2008 года строит жилой комп­лекс «Город фонтанов» в восточной час­ти Софии. ЖК общей площадью 90 тыс. м2 включает 80 апартаментов и коммерчес­кие помещения площадью 36 тыс. м2.
Бывшие активы Александр Сабадаша:
Выборгская лесопромышленная корпорация, «Выборгская целлюлоза», промышленная площадка во Всеволожском районе Ленобласти «Русский дизель», ликероводочные заводы «Ливиз», Karrat Group Eood (строительство апартаментов в Болгарии) и другие.