На Северо–Западе интернет–торговля растет в 1,5 раза быстрее, чем в целом по стране: плюс 32% по итогам первого полугодия. Рост обеспечен в первую очередь активностью зарубежных ретейлеров, которых российские игроки предлагают обложить спецналогом.
По итогам первого полугодия 2017 года интернет–торговля Северо–Запада росла быстрее, чем в целом по России. Так, оборот e–commerce в СЗФО за этот срок увеличился на 32%, в то время как объем рынка интернет–торговли в России — на 22%. Петербург — второй по величине рынок интернет–торговли в стране после Москвы. Одна из причин резкого роста (кроме отложенного спроса) — выход в Интернет офлайновых ретейлеров, многие из которых обзавелись своими интернет–магазинами. Однако рост российского сегмента e–commerce может остановиться, если федеральные власти не ограничат работу зарубежных гигантов.
Северо–Запад засел в Интернете
Увеличившись на 22% в первом полугодии 2017 года по сравнению аналогичным периодом 2016 года, объем российского рынка e–commerce составил 498 млрд рублей. Рынок СЗФО на фоне остальных регионов демонстрирует еще более впечатляющую динамику роста: прибавив 32% по сравнению с первым полугодием 2016 года, он достиг 75,9 млрд рублей. Таким образом, регионы СЗФО увеличили свою долю в общем объеме рынка интернет–торговли в РФ с 14,3 до 15,3%, подсчитали в Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ).
Доля трансграничной торговли в СЗФО составляет 36,5%, она немного выше, чем в среднем по РФ (35,6%). Львиная доля продаж в Интернете здесь ожидаемо приходится на Петербург — 53,6 млрд рублей (70% рынка интернет–торговли в СЗФО). Это не первый громкий рекорд региона на данном направлении.
Так, в I квартале 2017 года автоматизированный сортировочный центр в Петербурге обработал 1,9 млн входящих посылок и бандеролей из–за рубежа, что оказалось на 88% больше, чем за I квартал 2016–го. В целом по стране рост был только 50,7%, подсчитала "Почта России".
В АКИТ предполагают, что динамика рынка интернет–торговли в СЗФО может быть связана с тем, что наш регион наряду с московским — один из лидеров по количеству интернет–магазинов в стране. В нем представлены все крупные федеральные сети, имеющие онлайн–представительства.
Президент АКИТ Алексей Федоров поясняет, что продажи интернет–торговцев Москвы в этом году упали, так как из–за невыгодного курса рубля к доллару город продолжали покидать трудовые мигранты (на их долю приходилось значительное число покупок). Отток этой категории покупателей в Петербурге оказался менее заметен. Еще одна причина роста Петербурга — появление интернет–магазинов у многих офлайновых петербургских сетей.
В "Евросети" говорят, что Северо–Запад входит у них в тройку лидеров по росту товарной выручки (компания продает и финансовые услуги) после Поволжского и Уральского федеральных округов. В первом полугодии этого года рост составил 54%. "Рост спроса на онлайн–покупки мы связываем с увеличением числа интернет–пользователей, с выгодными акциями, например возможностью через Интернет взять дорогостоящие девайсы в рассрочку", — говорит управляющий Северо–Западным филиалом "Евросети" Марина Савкина.
По оценке интернет–магазина "Фотосклад", продажи на Северо–Западе растут быстрее, чем в Центральном округе: 22% против 10%. "Это связано с тем, что в Москве более ожесточенная конкуренция, но ситуация очень быстро меняется, и, возможно, через год Москва обгонит Петербург", — поясняют в компании. У сети "Ситилинк" Северо–Запад в первом полугодии стал одним из лидеров роста (более чем на 30%). "Особенно впечатляющими выглядят майские показатели. В конце весны мы наблюдали всплеск продаж по всем регионам нашего присутствия (+50% в деньгах), в том числе и в петербургском подразделении, где оборот в мае вырос на 51%", — отметили в "Ситилинке".
Китай доставляет
Самыми популярными товарными категориями у россиян как в российских, так и в зарубежных интернет–магазинах являются электроника и бытовая техника, одежда и обувь. При этом в российских онлайн–магазинах доля одежды и обуви составляет 26%, а в зарубежных — 38%.
Хорошие темпы роста российского рынка e–commerce во многом обеспечивают зарубежные гиганты AliExpress, Amazon и eBay, что ставит под удар работу отечественных интернет–магазинов.
Больше всего зарубежных товаров россияне покупают в Китае: доля отправлений из этой страны составляет 90% (см. "Затраты россиян..."). При этом в денежном выражении на Китай приходится 52% совершенных покупок, на Евросоюз — 23%, США — 12%.
Количество входящих международных отправлений с товарным вложением в первом полугодии выросло на 49%, до 152 млн штук. АКИТ ожидает, что в 2017 году их количество вырастет более чем вдвое — до 400 млн штук.
Объем трансграничного сегмента интернет–торговли в России в первом полугодии этого года вырос на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого, до 178 млрд рублей. Таким образом, доля такой торговли, не облагаемой налогами по российским законам, по результатам первого полугодия 2017 года составила 35,7% от общего объема российского рынка e–commerce.
Жить осталось 2 года
Неравная конкуренция с зарубежными интернет–магазинами — главная головная боль отечественных продавцов: зарубежные игроки, в отличие от российских, не платят НДС и ввозные таможенные пошлины (при реализации товаров стоимостью до 1 тыс. евро и весом до 31 кг).
"Глядя на график роста доли трансграничной торговли, становится очевидно, что российскому e–commerce осталось жить ровно 2 года", — пессимистично настроен Алексей Федоров.
Петербургские компании борются с такой ситуацией по–разному.
Например, "Фотосклад" открыл складско–логистический центр в Хельсинки, чтобы работать в равных условиях с заграничными ретейлерами. Новый склад даст возможность снизить цены в российском интернет–магазине компании на 35–45%.
В конце прошлой недели появилась информация о возможном решении этого вопроса. В правительстве обсуждают предложение российских онлайн–ретейлеров ввести налог для их иностранных конкурентов, включая AliExpress, Amazon и eBay, по принципу "налога на Google". Сайты компаний, которые откажутся его платить, могут быть заблокированы через Роскомнадзор, следует из предложенных поправок в Налоговый кодекс и закон "Об информации" (разработала эти поправки АКИТ).
Для интернет–магазинов, предлагающих трансграничную доставку товаров, налог предлагается исчислять упрощенным методом, он составит 15,25% от конечной цены товара.
“
Динамика первого полугодия говорит об оживлении потребительского спроса и значительном снижении страхов потребителей. В первую очередь это подтверждает заметное улучшение спроса на товары длительного пользования (крупная бытовая техника, телевизоры и др.). Высоким остается спрос на мелкую электронику, промтовары, товары для дома и ремонта. При сохранении и укреплении наметившихся тенденций в ближайшие 5–10 лет можно ожидать устойчивого роста сегмента e–commerce на уровне 20–30% ежегодно. В течение первого полугодия мы фиксировали рост числа покупок, средний чек при этом снижался за счет роста их частоты, росла конверсия. Мы увеличили в ассортименте долю категорий товаров для дома и сада, автотоваров, товаров для здоровья. Анонсировали проекты, связанные с одним из стратегических направлений развития бизнеса — созданием федеральной маркетплейс–платформы. Так до конца этого года будет запущен фармацевтический онлайн–маркетплейс.
Олег Пчельников
директор бизнес–направления "Продукт" интернет–компании "Юлмарт"
“
Традиционно Северо–Западный регион для нас самый удачный в плане продаж. Но с точки зрения роста продаж и сравнения с другими регионами ситуация не такая однозначная. Так, например, мы открылись в южных регионах и там наблюдаем лавинообразный рост продаж. Там мы ощущаем, что людям не хватало качественных магазинов–дискаунтеров. Традиционно сильные у нас позиции и в Приволжском федеральном округе. Если говорить о цифрах, то рост продаж в первом полугодии в Центральном федеральном округе — 15%, а в Северо–Западном — 22%. Северо–Запад по темпам роста уступает только лишь Южному федеральному округу (80%). Конечно, юг растет прежде всего за счет открытия новых точек в Волгограде, Краснодаре, Ростове–на–Дону. Северо–Запад по росту в первом полугодии на втором месте. Возможно, ситуация изменится, если мы откроем здесь новые точки. Но по продажам в абсолютном измерении Петербург и Северо–Запад занимают стабильное первое место с большим отрывом.
Алексей Банников
генеральный директор ГК "Фотосклад.ру"