Рынок транспортно–логистических услуг, просевший в 2015–2016 годах на 30%, восстанавливается. Кризис заставил логистов оптимизировать издержки и научил их экономить на себестоимости перевозок.
Кризисное падение логистического рынка в 2015–2016 годах на 30% вынудило логистов внедрять механизмы сокращения издержек. При помощи перераспределения грузопотоков, кооперации участников рынка, борьбы с воровством товара при транспортировке им удается снизить себестоимость перевозок на 20%. Однако не все компании смогут пережить тяжелые времена: эксперты прогнозируют волну слияний и поглощений со стороны международных логистических лидеров.
Грузовой провал
Обвал рынка грузоперевозок, особенно тех, которые связаны с экспортно–импортными операциями, произошел в 2015 году. По информации Северо–Западного таможенного управления, внешнеторговый оборот на Северо–Западе упал на 34%, до $69,6 млрд. В 2016 году он сократился еще на 13%, до $64 млрд. В итоге объем перевозок в 2015 году снизился на 20%, в международном сегменте — на 30% (данные Департамента торговой политики Евразийской экономической комиссии). Это отразилось на обороте рынка транспортно–логистических услуг: в 2015 году он составил 2,98 трлн рублей (по РФ), сократившись в сопоставимых ценах по сравнению с показателем 2014 года на 9%. В долларовом выражении рынок просел на 32%. В 2016 году падение замедлилось и составило около 7%.
Одновременно из–за девальвации рубля в течение 2 лет расходы перевозчиков выросли на 20–25%, и около половины логистических компаний из прибыльных стали убыточными. С похожими проблемами столкнулись и логистические подразделения в составе производственных и торговых предприятий.
Перевозчики перестали вкладываться в свое развитие, обновлять парк транспорта. Так, по данным группы компаний TELS, в 2013 году возраст 50% транспортных средств был менее 3 лет. Сейчас таких меньше 20%.
Не воровать
Чтобы справиться с ударами судьбы, логисты принялись искать способы сокращения издержек. Так, многие компании стали развивать мультимодальные схемы перевозок, позволяющие снизить транспортные издержки на 30%.
Например, крупнейший французский логистический оператор GEFCO (на 75% принадлежит ПАО "РЖД") запустил несколько мультимодальных маршрутов. GEFCO предложила "Северстали" сменить схему доставки стали из Кореи и стран Евросоюза на площадку "Северстали" в Колпино — с автотранспортной на мультимодальную (железная дорога плюс автоперевозки). Это позволило уменьшить время доставки и расходы на заключение договоров с разными транспортными операторами, рассказала Евгения Антипова, глава департамента региональных продаж GEFCO Russia.
Другие предприятия экономят за счет автоматизации логистических процессов. Как пояснили в компании "Глогос проект", прежде чем везти груз, приходится много раз пересчитывать разные маршруты и способы доставки. А заказчик в итоге может вообще отказаться ехать. "Причины могут быть разными, вплоть до того, что передумали строить завод и производственная линия из Германии уже не нужна", — рассказали в "Глогос проект". Создав единую базу маршрутов, логистическая компания сокращает время на поиск оптимального варианта.
Директор по логистике фирмы "Орматек" Кирилл Тупин (до конца 2016 года возглавлял департамент логистики кондитерской компании "Ама") отмечает: в кризис участники рынка оценили выгоду от коллаборации. Так, "Ама" объединила усилия по доставке продукции с двумя другими компаниями, выпускающими сладкую выпечку. В итоге "Ама" в 4 раза нарастила количество торговых точек, куда доставляется товар, не увеличивая автопарк. Себестоимость доставки снизилась на 14%, а доля затрат на логистику в конечной стоимости товара сократилась с 12 до 8%.
"Производители пришли к выводу, что конкурировать друг с другом они должны через товары на полках магазинов, а в логистике надо экономить, а значит, выгоднее объединять усилия", — говорит Кирилл Тупин.
Экономить позволяет также развитие контейнерных перевозок грузов, которые до сих пор транспортировались другими способами, уверен генеральный директор компании "Глобал логистик" Алексей Тимофеев. Например, по его подсчетам, перевозка труб в 40–футовых контейнерах обходится на 22,5% (на 1 тыс. рублей с тонны) дешевле, чем в полувагонах.
Еще один существенный способ сэкономить — сократить масштабы воровства при транспортировке, говорит гендиректор компании "ТопГард" Евгений Новиков. По его оценке, больше всего по дороге пропадает продуктов питания (18% от перевозимого объема), одежды (15%) и электротоваров (14%).
Большинство перевозчиков в кризис установили на свои транспортные средства электронные системы контроля, дающие логистам сигнал в случае несанкционированного вскрытия контейнеров.
На подъеме
В 2017 году экономическая ситуация в стране стабилизировалась, внешнеторговый оборот СЗФО вырос на 21% (до $41,95 млрд), примерно так же вырос и логистический рынок. Импорт грузов автотранспортом за первое полугодие 2017 года увеличился на 19,6%, контейнерный мультимодальный грузопоток — на 15,3% (данные Eurostat).
Все это позволило многим компаниям, терпевшим бедственное положение в 2015–2016 годах, выйти из убыточности, констатируют эксперты TELS. Однако подняться смогут далеко не все, и рынок ждет масштабная консолидация, считают они. У России в этом смысле большой потенциал: сейчас на 10 крупнейших игроков приходится 20% рынка. Для сравнения: в Германии 10 логистических операторов занимают 70% рынка.
По мнению заместителя директора по маркетингу ГК TELS Елены Сазончик, российский рынок ожидает волна слияний со стороны транснациональных логистических игроков.
“
Если специалист по логистике будет просчитывать отдельно каждую доставку, то компания разорится на оплате его услуг, а его подрядчики перестанут считать реальную стоимость перевозки, беря расценки с потолка, либо вообще откажутся помогать ему. Мы автоматизировали процесс: рассчитали варианты доставки грузов по разным направлениям. Теперь при получении запроса логист не спешит набирать номера подрядчиков, а находит нужные варианты доставки в своих архивах. В итоге компания сохранила базу подрядчиков и научилась оперативно отвечать на запросы потенциальных клиентов.
Константин Гриневич
генеральный директор ООО "Глогос проект"
“
Сегодня при выборе логистического оператора главное не стоимость его услуг, а способность быстро реагировать на изменение ситуации. Этим летом по миру прокатилась волна кибератак. И от того, насколько быстро логисты перестроили схемы транспортировки, зависело, сохранят ли они клиентов. Оператор должен организовать контроль на всех этапах перевозки, особенно это касается мультимодальных перевозок. Еще 5 лет назад схема "железная дорога плюс море" считалась для нашего коробочного продукта неудобной. А теперь она очень актуальна.
Екатерина Савина
руководитель логистического направления России и стран СНГ компании Lenovo