Сам родом из Тбилиси, 20–летний студент Одесского института инженеров морфлота Герберт Цатуров начал свою карьеру в 1961 году: он перешел на заочное отделение и устроился на верфи им. Орджоникидзе в грузинском Поти. Через 7 лет он перебрался в город Отрадное Ленобласти, где устроился мастером на судозавод "Пелла". Дальнейший карьерный рост (старший строитель судов, начальник цеха, начальник планового отдела, замдиректора по производству, главный инженер), сопровождавшийся учебой в Институте водного транспорта (специальность "судовой механик") и на курсах для руководящего состава при Академии народного хозяйства, привел его на пост директора завода к моменту началу перестройки в стране.
Акционер
Приватизация в начале 1990–х не застала Герберта Цатурова врасплох. Он был избран генеральным директором созданного на базе предприятия акционерного общества "Пелла", а затем в течение многих лет постепенно собирал в своих руках контрольный пакет. Уже в 1993 году, через год после приватизации предприятия, генеральный директор и шестеро топ–менеджеров создали АО "Мидель", которое к концу 1990–х годов консолидировало почти 34% акций "Пеллы".
Первое десятилетие работы в рыночных условиях далось верфи непросто. На рубеже веков выручка предприятия исчислялась лишь десятками миллионов рублей, тогда как одних только акционеров было больше 2 тыс. человек. Однако постепенно число акционеров, по данным Росстата, сократилось до 1566, а пакет, принадлежащий Герберту Цатурову, был доведен до контрольного — 59,66% акций.
Герберт Цатуров полностью поменял корпоративную структуру и оптимизировал производство, что позволило заводу продать часть производственных и складских помещений. Каждый цех верфи был выведен в отдельную "дочку", "Пелла" стала, по сути, судостроительным холдингом полного цикла, а весь управленческий и конструкторский персонал объединили в УК "Пелла".
Благодаря этому, а также активному привлечению "Пеллой" гособоронзаказа на малотоннажные корабли к середине 2000–х годов верфь впервые пробила планку 1 млрд рублей годового оборота, а к 2009 году — 3 млрд рублей.
Модернизатор
В 2010 году Герберт Цатуров принял решение модернизировать верфь. Строительство началось в 2012 году и завершилось в 2016–м. Окупить вложения (они составили 3,5 млрд рублей) бизнесмен планирует до 2022 года, а чтобы приблизить этот миг, он уже 2 года отказывается от дивидендов (что весьма серьезно, ведь в 2014 году завод выплатил акционерам 250 млн рублей). Новые мощности позволили нарастить портфель заказов предприятия до 70 млрд рублей. Также в 2014 году холдинг купил обанкротившуюся верфь Sietas в Гамбурге, которая уже через год выиграла первый тендер на постройку земснаряда для очистки русла Эльбы.
В целом же обороты "Пеллы" в последние годы стабильно достигают 5 млрд рублей, что позволяет ей строить дальнейшие планы. Так, в сентябре 2017 года компания подписала соглашение с администрацией Приморского края, Сбербанком, Минвостокразвития и АО "Славянский судоремонтный завод" о возведении в Приморье новой компакт–верфи, которая будет строить рыбопромысловые суда для нужд тихоокеанских заказчиков.
“
Для меня бизнес — это инструмент непрерывного саморазвития. Мне интересно развивать свои активы, создавать новые высокотехнологичные рабочие места на российской территории. Этому я посвящаю все свое время, даже в свободные от работы часы стараюсь анализировать вызовы, с которыми сталкивается бизнес.
Ваша оценка нашего бизнеса, на мой взгляд, не со всем точна. Была бы корректной оценка активов (материальных и нематериальных) ОАО «Пелла» в 10 млрд рублей при портфеле заказов 70 млрд. Моя личная роль — это управление бизнесом через контрольный пакет акций. И я не считаю себя миллиардером и не стремлюсь к обладанию какими–то атрибутами богатства.
Миллиардер — «Пелла». А я — ее топ–менеджер: владение контрольным пакетом лишь повышает мою личную ответственность и дает мне право на эффективное управление компанией.
Детей и внуков к бизнесу я не подключаю: считаю, что каждый сам должен выбирать свой путь.
Герберт Цатуров
Совладелец ПАО "Пелла"
> Оценка состояния (согласно рейтингу миллиардеров "ДП" на сентябрь 2017 года) подразумевает стоимость бизнеса без учета долговой нагрузки. Также при оценке не учитывалось личное имущество.