Владельцев и директоров так называемых подснежников — брошенных юрлиц — принудят оплачивать долги. Новым механизмом воспользуются кредиторы, в том числе экс–работники и потребители.
Формально субсидиарная ответственность учредителей компаний была закреплена в принятом еще в 1994 году ГК РФ, однако на практике доказать их вину не удавалось. Завершившаяся 1 сентября реформа в корне изменила ситуацию.
Заплати за надежду
До сих пор при невозможности получить причитающуюся с организации сумму кредитор должен был подать заявление о банкротстве должника. Такая процедура могла длиться даже годы и завершиться констатацией отсутствия у юрлица активов. После управляющий мог подать требования о субсидиарной ответственности к владельцам или руководителю такой компании (контролирующим лицам). Доказав их вину в доведении фирмы до банкротства, можно было получить решение о взыскании долга за счет личного имущества, которое также предстояло найти.
Процедура банкротства требовала от ее инициаторов немалых финансовых вложений. В частности, они гарантировали оплату услуг арбитражного управляющего, оцениваемых минимум в 30 тыс. рублей. При мизерных шансах найти активы брошенных компаний или добиться возмещения за счет бенефициаров большинство не хотело вкладываться в бесперспективный процесс.
Пассивно к инициированию банкротства относилась даже налоговая, фактически прощая фирмам–подснежникам и создавшим их бизнесменам налоговую задолженность. "При подаче заявления о банкротстве мы руководствуемся экономическими критериями. Для этого проводится финансовый анализ. Если возможные доходы не возместят расходы, зачем это делать?" — пояснил "ДП" начальник Управления обеспечения процедур банкротства ФНС РФ Константин Чекмышев.
Ход конем
Внесенные в законодательство поправки позволяют подавать иски к владельцам бизнеса, не завершая процедуру банкротства, то есть экономя чаще всего — сотни тысяч рублей и годы ожидания.
Правда, избежать подачи заявления о признании чаще всего исчезнувшей компании несостоятельной все же не удастся. За это кредитор должен заплатить госпошлину: частный 300 рублей, корпоративный — 6 тыс. рублей. Но при очевидном отсутствии у должника активов и отказе заявителя гарантировать оплату услуг управляющего суд очень скоро прекратит дело. После этого любой потерпевший вправе подать в арбитраж новый иск — уже против контролирующих лиц. Другие кредиторы вправе присоединиться к его требованиям. Для их информирования о такой возможности специальное сообщение публикуется в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (это обойдется в 805 рублей).
Всегда виноват
В число контролирующих лиц, которые могут привлекаться в субсидиарной ответственности, теперь включены главные бухгалтеры, коммерческие директора и любые иные лица, которые могли определять деятельность компании или извлекали выгоду из ее незаконного или даже недобросовестного поведения. Причем в ряде случаев вина презюмируется. Например, не сможет уклониться от ответственности за долги директор, владелец или тот же главный бухгалтер, не обеспечившие хранение документов компании или внесение необходимых изменений в ЕГРЮЛ. Также установлено, что иск против контролирующего лица кредитор может подать в течение 10 лет со дня фактической неплатежеспособности или допущенного ответчиком иного нарушения.
Опрошенные эксперты считают поправки революционными. Ведь теперь за долги можно привлечь владельцев и руководителей всех "подснежников". Как минимум их можно уличить в утере архивов документов и невнесении в ЕГРЮЛ сведений о новом месте нахождения (юридическом адресе).
"Новый механизм направлен на исключение дополнительных расходов на поддержание дела о банкротстве исключительно ради привлечения бенефициаров к субсидиарной ответственности. В итоге расходы, скажем, частного кредитора для взыскания долга могут составить всего несколько тысяч рублей", — поясняет юрист "Прайм Эдвайс" Олег Ганюшин.
По мнению старшего юриста компании "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Евгения Гурченко, раньше из сотен исков о привлечении владельцев бизнеса к субсидиарной ответственности удовлетворялись лишь единицы, но теперь ситуация радикально изменилась в пользу кредиторов: "Вступившие в силу поправки предусматривают новые действенные механизмы взыскания задолженности с так называемых контролирующих лиц. Причем такие иски могут рассматриваться в том числе и вне процедуры банкротства".