За год в России на треть выросла доля посетителей интернет-маркетплейсов и барахолок. Объем торговли на онлайн-барахолках в 2017 году оценивается в 295 млрд рублей — треть от всего объема рынка интернет-продаж в стране. С учетом роста трансграничной торговли, самыми популярными местами для онлайн-шопинга у россиян становятся сайты с объявлениями и китайские площадки.
Десятую часть своего времени, проводимого в Интернете, россияне посвящают шопингу и при этом всё чаще совершают покупки через мобильный телефон. Некоторые маркетплейсы и доски объявлений (так называемые классифайды — ресурсы с объявлениями, сгруппированными по рубрикам) оказались в топ-10 основных брендов в Рунете, теперь именно с таких сайтов пользователи начинают поиск товаров в Рунете, говорится в отчете GfK Crossmedia Landscape 2017.
При этом набирают рост частные продажи в Рунете: классифайды в 2017 году занимают почти треть (295 млрд рублей) всего объема рынка интернет-торговли в России, который Data Insight оценивает в 970 млрд рублей. В АКИТ ожидают, что весь рынок составит и вовсе 1,1 трлн рублей, из которых на зарубежных онлайн-ретейлеров придется 420 млрд рублей. Другими словами, суммарно Avito и Aliexpress более популярны, чем "Яндекс.Маркет" и Ozon.
Пятерка за шопинг
Социальные сети по-прежнему остаются главной площадкой для пользователей в Рунете: в месяц россияне проводят в них почти 20 часов (32% от всего трафика в сети). Но при этом в России, так же как и в мире, растет значимость маркетплейсов — это более 5 часов в месяц, и доля этого вида активности в общем времени онлайн остается стабильной (9%). В списке топ-25 основных онлайн-брендов в России уже пять торговых площадок: Avito, AliExpress, "Яндекс.Маркет", "Юла", Ozon.
Как отмечают в Gfk, заметной тенденцией этого года стал прирост аудитории электронной торговли в России. Аудитория e-commerce выросла с 25% в 2016 году до 30% в 2017 году. По оценке GfK, сегодня более 24 млн россиян в возрасте 16-55 лет делают покупки в Интернете.
Доля брендов в Рунете
Источник: GfK Crossmedia Landscape 2017
Второй тренд в российском e-commerce — рост доли заказов с мобильных устройств. По данным GfK и "Яндекс.Маркет", к сентябрю 2017-го на мобильные устройства приходится 17% заказов в российских интернет-магазинах и 22% заказов в иностранных. При этом почти 80% зарубежных покупок со смартфонов были сделаны через мобильное приложение. В российских онлайн-магазинах аналогичный показатель составляет пока только 27%.
"С учетом тенденций и скорости изменений в кросс-медийном поведении потребителей в России, мы считаем, что мобильный ретейл выведет конкуренцию в ретейле на новый уровень. Мобильный телефон все чаще будет становиться точкой входа в Интернет, а мобильные приложения — местом покупки", — отмечает глава кросс-медийной панели GfK Rus Елена Первушина.
8 млн продавцов
На фоне стремительно растущего рынка официального e-commerce особо выделяется рынок прямых частных продаж (c2c-продажи, от потребителя к потребителю) в Рунете через доски объявлений. По итогам 2017 года прогнозируемый объем этого рынка в России вырастет до 295 млрд рублей и 90 млн сделок, говорится в исследовании Data Insight и Avito.
По прогнозам аналитиков, в частную онлайн-торговлю окажутся вовлечены 8 млн продавцов и 10 млн покупателей (аудитории частично пересекаются). Для сравнения: e-commerce представляют 150 тыс. продавцов и 150 млн покупателей (данные Data Insight). При этом 70% от всех c2c-сделок в Рунете приходится на Avito. Сайт используют 88% продавцов от общего числа людей, торгующих через классифайды в России, и 76% покупателей, которые делают покупки онлайн у частных лиц. Опрос продавцов показывает высокую концентрацию рынка: 91% продаж приходится на три площадки — Avito, "Вконтакте" (12%) и "Юла" (9%).
Data Insight выделяет несколько главных тенденций на рынке частных продаж в Рунете. В их числе — уникальную аудиторию классифайдов и локальность рынка продаж. Так, треть c2c-покупателей не совершают покупки в интернет-магазинах, а только на классифайдах; 92% продавцов продает только внутри своего города или региона. Кроме того, на 350 тыс. самых активных продавцов приходится 40% всех продаж. В свою очередь, на 1 млн самых активных покупателей приходится почти половина (47%) c2c-покупок.
Сопоставление экономики С2С продаж в интернете и рынка ecommerce
Источник: Data Insight
Домохозяйка из Петербурга продает "БУ-БТиЭ"
Согласно отчету, типичный c2c-продавец — это обеспеченная домохозяйка со стажем в Интернете более 5 лет. Доля частных онлайн-продавцов среди населения Москвы (12%) меньше, чем в большинстве областных центров и существенно меньше, чем в Петербурге (19%). В целом Северо-Западный федеральный округ самый продвинутый с точки зрения c2c-торговли. Он опережает большинство других макрорегионов (все, кроме Приволжского и Южного ФО) более чем в 2 раза (16%).
Портрет покупателя схож: женщина в возрасте 25-34 года с доходом выше среднего (42%) и большим опытом использования интернет-ресурсов. География продавцов и покупателей в большой степени совпадает, но покупательская аудитория сильнее смещена в сторону небольших городов. В Москве и Петербурге проживает 37% c2c-продавцов и 34% c2c-покупателей, а за пределами областных центров живет 19% продавцов и уже 22% покупателей, отмечается в отчете.
В структуре продаж преобладают товары, бывшие в употреблении (62%). Однако 23% предложений — новые "неподошедшие" вещи. Еще 4% — новые товары, изначально купленные для перепродажи. Таким образом, более четверти сделок (27%) на c2c-рынке приходится на новые товары. Самая популярная у продавцов категория — бытовая техника и электроника (БТиЭ, 43%), следуют за ней одежда и обувь (37%), потом детские товары (31%).
Доля C2C-продавцов, предлагающих различные типы товаров
Источник: Data Insight
Чем похожи Китай и Петербург
В первом полугодии 2017 года объем официального рынка интернет-торговли в России вырос на 22% в годовом выражении и составил 498 млрд рублей, отмечается в докладе АКИТ. Существенную долю этого роста обеспечила трансграничная торговля, объем которой увеличился на 34%, до 178 млрд рублей. Таким образом, доля трансграничной налогонеоблагаемой торговли за этот период составила 35,7%. По итогам года доля трансграничной торговли составит 37%, а ее объем — 420 млрд рублей.
По-прежнему больше всего зарубежных товаров россияне покупают в Китае. Доля отправлений из этой страны составляет 90%, из Евросоюза — 4%, США — 2%. При этом в денежном выражении Китай составляет 52%, ЕС — 23%, США — 12%. Это говорит о невысоком среднем чеке покупок в Китае, отмечают в АКИТ. В целом более 64% покупок (транзакций) в зарубежных магазинах не превышают по стоимости 22 евро. Более 96% не превышают по стоимости 150 евро.
Петербург остается лидирующим регионом в российском e-commerce. Согласно опросу Mediascope, 70,8% респондентов из СЗФО регулярно оплачивают покупки в интернет-магазинах. В целом по России этот показатель ниже — 69%. С января по сентябрь жители Петербурга потратили на интернет-покупки в 1,8 раза больше, чем за такой же период годом ранее. Сильнее всего выросли расходы на продукты питания и товары для ремонта — в 21,8 и 16,9 раза соответственно.
Аналитики "Яндекс.Денег" объясняют такой рост не увеличением потребления, а переходом покупателей из офлайна в Интернет: то, что раньше люди покупали в ближайших магазинах, многие теперь заказывают онлайн. Средний чек петербуржцев за онлайн-покупки — 1943 рубля, больше всего денег горожане тратят на товары для ремонта — 9253 рубля, ювелирные украшения и бижутерию — 7111 рублей, а также на бытовую технику и электронику — 5784 рубля.
Онлайн-платежи в Петербурге, январь-сентябрь 2017 к АППГ
Источник: Яндекс.Деньги