"ДП" изучил арбитражные споры между участниками рынка морских перевозок Петербурга: судо- и грузовладельцами, страховщиками, портовыми операторами, экспедиторами, таможенными брокерами и др. — и подсчитал, сколько зарабатывают на них морские юристы.
В базе Арбитражного суда СПб и ЛО корреспонденту "ДП" удалось найти 77 судебных актов, принятых по морским спорам с 2007 по 2017 год. Общая сумма исковых требований, рассмотренных в этих делах, составила 9,8 млрд рублей. Таким образом, в среднем в год рассматривается семь–восемь исков на общую сумму почти 1 млрд рублей.
В среднем, по оценкам экспертов, юристы зарабатывают 5–10% от суммы иска, соответственно, рынок морских споров Петербурга и Ленобласти (точнее, той их части, которую рассматривают государственные арбитражные суды) составляет 50–100 млн рублей в год. Весь рынок оценивается игроками в 150–200 млн рублей. По данным Карты юридического рынка Петербурга за 2016 год, шесть фирм, имеющих морскую практику, заработали около 120 млн рублей.
Знать в лицо
"ДП" решил изучить этот рынок более детально и составить рейтинг судебной активности морских юристов. Для этого мы постарались идентифицировать судебных представителей в процессах с известными на рынке юридическими фирмами.
При таком подсчете самой активной фирмой оказалась "Ремеди" Андрея Супруненко: ее юристы были узнаны в 13 процессах на общую сумму почти 3,2 млрд рублей. Крупнейшим из них — на 1 млрд рублей — был иск судоходной компании Grand West Corporation к ООО "ПродИмпорт", входившему в ГК "Рубеж", о взыскании долгов за перевозку мяса морскими холодильными судами. Второй по величине иск, доставшийся этой фирме, — спор компании "Трансфиш" с СК "Эрго Русь": в 2008 году судно истца "Серена–Ф" село на мель у финского порта Каснас, а страховщик отнюдь не спешил выплачивать компенсацию расходов на восстановление судна, которые составили 415 млн рублей. Также фирма представляла интересы петербургских портовиков в спорах против концерна Strabag, который требовал в общей сложности более 280 млн рублей за фрахт дноуглубительных судов, углублявших подходы к Северной верфи и другим причалам в устье Невы.
На втором месте по судебной активности оказались юристы фирмы "Юринфлот–СПб" Владимира Морковкина. Они судились как минимум в шести делах, правда, суммы в них были сравнительно небольшими: в общей сложности 143 млн рублей.
Рыбак и принцесса
Крупнейшим спором этой фирмы была защита интересов АО "ГУТА–Страхование", с которого ООО "Балтика–Техсервис" требовало 52 млн рублей страхового возмещения за затонувший в территориальных водах Литвы при перегонке из Калининграда в Таллин плавучий док "ПД–437". Кстати, юристы "Юринфлот–СПб" представляли интересы "Эрго Русь" в упомянутом споре с "Трансфиш". А также интересы СК "Согаз" в споре с судовладельцем Black Sea Ferries Shipping Limited, чей траулер "БФИ–1" в сентябре 2014 года попал в шторм в Черном море, а порт Кавказ отказался пускать судно в гавань, в результате чего оно повредило два двигателя. Со страховщика взыскано 26 млн рублей. Почти столько же — 25 млн рублей — требовала с ОСАО "Росгосстрах" компания Princess Maria Ltd, структура холдинга StPeter Line, владеющая паромом "Принцесса Мария". В 2013 году паром навалился на ледокол "Мудьюг" в Морском порту Петербург.
Третье место по активности поделили "Инмарин" и "Морское бюро": их юристы засветились в делах по 4 раза, но у первой фирмы общая сумма исков превысила 325 млн рублей, а у второй — всего 70 млн. Юристы "Инмарина" трижды сталкивались с "Ремеди" в деле Strabag против портовиков. "Морское бюро" обслуживало судозавод "Пелла" в споре с подрядчиком на сумму 59 млн рублей, а также взыскивало с ГСК "Югория" 1,5 млн возмещения в пользу ООО "Реском–Тюмень" в связи со столкновением в Кильском канале теплохода "Тюмень–2" с теплоходом OOCL Finland.
Крупнейший же морской спор идет и сегодня — это суд между ООО "Транснефть — Порт Приморск" и греческим оператором Delta Tankers Ltd, чей танкер Delta Pioneer в ноябре 2016 года навалился на терминал "Транснефти" в Приморске. Владелец терминала взыскивает с судовладельца почти 2,3 млрд рублей, дело уже в кассации и отнюдь не в пользу греков. Силами в этом споре меряются юридическая фирма "Навикус" Константина Краснокутского (представляет греков) и адвокат Петр Ионов (представляет АО "Роснефтефлот", чьи буксиры вели танкер до причала). Всего же "Навикус" засветился в трех спорах, а Ионов — в двух.
Еще один морской адвокат–одиночка Игорь Николаев (два дела) встречался в суде с морскими юристами АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" (одно дело) о взыскании 2 млн рублей за топливо с судоходной компании Flinter в пользу БТК. А адвокат АБ "Флагман" Екатерина Быковская (два дела) представляла интересы экспедиторов в спорах с грузоотправителями.
Неморские неспоры
Важное место на этом рынке занимает злоупотребление морским правом. Речь идет об использовании морской специфики для решения вполне сухопутных задач, например искусственного создания кредиторской задолженности или безналогового вывода денег за рубеж. "ДП" уже писал подробно о схеме, активно применявшейся в Арбитражном суде СПб и ЛО: офшоры пытались просудить миллиардные долги российских юрлиц по договорам "морского фрахтования". При полном согласии ответчиков у них это получалось, пока судьи не стали просить обосновать долги платежными документами. Но в этих делах (их в наш мониторинг попало восемь на общую сумму 3,7 млрд рублей, еще шесть — на 18,8 млрд — не попали, ибо истцы после щекотливых вопросов судьи забирали иски) ни одна из известных "морских" фирм не засветилась.
“
Рынок морского права Петербурга довольно узок, несмотря на то что наш город и называется, и де–факто является морской столицей России. Здесь давно работают три крупные фирмы и несколько небольших компаний, которые со временем то растут, то уменьшаются, то вовсе закрываются. Весь рынок в денежном выражении не превышает 200 млн рублей в год, из которых меньше половины приходится на морские споры. При этом следует учитывать, что в спорах, как правило, оплата идет по принципу success fee, где на гонорар успеха приходится 5–10% от суммы спора.
Владимир Морковкин
управляющий партнер "Юринфлот–СПб"
“
В стандартной проформе фрахта судов (БИНКО) действует английское право, соответственно, подавляющее большинство споров по таким соглашениям рассматривается в английских судах и арбитражах. В российских судах слушаются дела не договорные, а деликтные — связанные со столкновениями судов и другими ЧП. Впрочем, налицо рост числа судов, ходящих под российским флагом, а следовательно, имеющих российскую команду. Это влечет увеличение количества трудовых споров и дел о вреде здоровью экипажа в российской юрисдикции.
Константин Краснокутский
управляющий партнер "Навикус"