"ДП" решил изучить, с каким размахом отмечают праздники богатые петербуржцы с ежемесячным доходом от 10 млн рублей, сколько они тратят на личные праздники и на что идут эти деньги.
"Ты должна петь, несмотря ни на что. Какие бы препятствия перед тобой ни возникали", — объясняет ведущий на праздновании дня рождения одного петербургского миллиардера гостье, которая, как потом выяснится, чересчур легкомысленно согласилась участвовать в вокальном конкурсе. Девушка, одетая в красивое вечернее платье нежно-розового цвета, мило соглашается и даже не предполагает, какое ей приготовили испытание.
На круглую сцену, которая находится в центре зала, где за столами расположилась сотня гостей, опускаются качели. Девушке предлагают присесть, предварительно узнав ее любимую песню, и поднимают ввысь. Звучит минусовка песни Дианы Арбениной "Ты дарила мне розы", под которую участница шоу начинает петь, и в это время на сцену выкатывают огромный аквариум, в котором полторы тонны воды.
Поющую гостью опускают в него по колени, от соприкосновения с водой она взвизгивает. "Совсем не экстремально получилось, — говорит ведущий праздника во время проигрыша в песне. — Надо усложнить испытание".
После этого на сцену выносят несколько мешков с питонами, которых запускают в аквариум. Сложно передать словами тот ужас, который отчетливо читается в этот момент на лице гостьи. Видно, что несчастная не ожидала такого поворота событий. Однако в итоге девушка выдерживает испытание, погрузившись в аквариум, кишащий змеями. То ли от от ужаса, то ли от криков, но на время жуткого перфоманса его участница теряет голос. К слову, за все это впоследствии она была вознаграждена, ее ждали призы — AppleWatch и сертификаты в несколько магазинов.
"Королевские игры" миллиардеров
Петербуржец Дмитрий Акимов уже 17 лет готовит праздники для людей, чьи ежемесячные доходы варьируются от 10 млн до 100 млн рублей. И уверяет, что фишка компании "Королевские игры Дмитрия Акимова" в том, что каждый раз для клиента придумывается новая программа, повторы составляют не более 10%. А придумать идею праздника, номера — это как раз и есть самая сложная часть. Компания проводит семь-девять праздников в год, в то время как основная масса агентств организовывает столько в месяц.
Заказчики "Королевских игр Дмитрия Акимова" не знают деталей сметы, не известна им и программа праздника. Тем, кто сильно переживает, компания может показать сценарий, но в нем все равно будет много закрытых блоков. Например, указано: "Сюрприз для юбиляра" и напротив сумма — 1 млн или 2 млн рублей. "Я говорю клиенту, что он рискует тем, что придет на свой праздник, и ему или его гостям что-то не понравится, а я рискую всей своей репутацией. И если все будет плохо, то у меня больше не будет ни одного клиента. Поэтому, когда у нас появляются новые заказчики (а большая часть — это постоянные клиенты, заказывающие праздники не только для себя, но для близких членов семьи), тогда я очень хорошо изучаю их психологический портрет, задаю разные вопросы", — поясняет владелец агентства.
Номер с питонами шоумен придумал для юбилея одного состоятельного петербуржца, празднование проходило в октябре в отеле "Европа" на пятом этаже в зале "Крыша". Если бы лопнул аквариум, вода бы залила все этажи отеля. Кроме того, в аквариуме было 37 питонов — от маленького до большого. Поэтому Акимову пришлось написать расписку, в которой он указал, что берет на себя все риски и отвечает всем своим недвижимым имуществом в случае причинения ущерба отелю.
"Мне советовали налить воды поменьше — половину аквариума. Но это не было бы так зрелищно. Что касается гостьи, то для нее риск был минимальный, ведь все змеи были сыты и находились в экстремальной для них среде: шумно, яркий свет и музыка. Конечно же, если бы человек, которого опускали в аквариум, неадекватно отреагировал и начал бы душить змею, то она могла бы ответить! И все же мы надеялись, что не будет неадекватной реакции, хотя мои люди стояли наготове. И если бы кто-то пострадал, то это конец всей моей карьере", — говорит Дмитрий Акимов.
На фото: День рождения петербургского бизнесмена. Девушек, которые пришли на праздник, темнокожие артисты неожиданно стали поливать сливками и сметаной из кувшинов. Все это впитывается в песок, который специально для этого завезли.
Впрочем, дорого — не обязательно экстремально. Для одного московского клиента, который отмечал свой день рождения во Франции, фирма Акимова обыграла два старых дерева, росших перед входом в замок. "Мы набрали кучу артистов, одели их в костюмы телесного цвета (одно дерево было обвито белыми людьми, второе — чернокожими), и каждый из них обвился вокруг ветки. Когда гости под музыку, которую исполнял оркестр, входили в замок под этими деревьями, то ветви вздрагивали. Это было очень красиво!" — делится владелец агентства.
Недавно один московский банкир (и по совместительству винодел) поставил задачу компании — организовать его юбилей у него дома, так как у него родились недавно дети и ему не хочется уезжать куда-то из страны. Бизнесмен живет в элитном поселке под Москвой, в соседях у него министры, которые тоже были приглашены на праздник. По словам организаторов праздника, в доме сложно было провести что-то необычное. В итоге был построен шатер-ресторан с красивым декором. А поскольку юбиляр профессионально занимается вином, то было решено обыграть это. Во время праздника в ресторан вдруг въезжает экскаватор с тонной винограда в ковше и высыпает его в большой деревянный чан. Приглашенным гостям предложили сделать вино для юбиляра, для чего надо было залезть в чан и давить виноград ногами. "Министры со своими женами с удовольствием поснимали обувь и, как Челентано в фильме "Укрощение строптивого", под музыку давили виноград. Все были в диком восторге. Затем к ним в ресторан на общественном автобусе приехала группа "Фрукты", — вспоминает Акимов.
Детский хоррор
Не скупятся богатые петербуржцы и на детские праздники. Бюджеты на такие мероприятия могут составлять от 1,5 до 7 млн рублей на 10-15 человек. Причем и детские дни рождения тоже изобилуют экстримом и ужасом.
Для подростка, которому исполнилось 10 лет, был устроен праздник-квест "Дом потерянных родителей". Дети должны были найти в заброшенном трехэтажном доме родителей, которых заперли на чердаке. Сценарий был неизвестен ни детям, ни взрослым. Но поскольку в квесте были страшные моменты, как, например, отрезанные свиные головы, бочки с опарышами и килограммы червей, то на праздник пригласили детского психолога, который так и не понадобился, уверяет компания-организатор. Так как сотрудники агентства внимательно следят за реакцией детей, и если вдруг видят сильный испуг, то увеличивают свет, переходят в другую комнату и так далее. Кстати, на детском празднике и родителей тоже ждал хоррор: ничего не подозревающие, они пили шампанское, слушали музыку, но потом вдруг через стены их начали колоть. Затем в ход пошли трупы, отрезанные головы, руки, очень похожие на настоящие, и так далее. "Если бы клиенты знали заранее все эти сценарии, никто бы из них не утвердил бы их, тем более мамы для своих детей. Они не понимают, как это может пройти, ведь они ранее такого не видели и поэтому к такому не готовы", — считает Дмитрий Акимов.
Шоумен заверяет, что его event-агентство — одно из немногих в России, которое делает праздники ручной работы, готовит мероприятие по 4-5 месяцев, сам он лично принимает участие в "каждом сантиметре" подготовки. На данный момент был рекорд подготовки — год и 3 месяца, тогда Дмитрий Акимов готовил праздник для жены московского бизнесмена (прошел в ОАЭ, в Дубаях, куда было приглашено пять десятков гостей).
Непрозрачные сметы
По оценке экспертов, в Петербурге работает около 400 event-агентств, из них около десяти работают в премиальном сегменте. В Москве около тысячи компаний занимаются организацией праздников.
В Петербурге состоятельный клиент с доходом от 10 млн рублей в месяц на праздник, рассчитанный на 100-150 гостей, тратит 10-15 млн рублей. В Москве на такое же количество гостей с программой, которая наделает шум и о ней будут потом говорить, бюджет уже выше — от 30 млн рублей. И если в Москве на организацию личных праздников (дни рождения, свадьбы) могут потратить 50-200 млн рублей, и это не редкость, то в Петербурге мероприятия с таким бюджетом проходят раз в 5 лет.
Комиссионные агентств составляют 30-40% от общего бюджета. И мало кто открыто это декларирует. "Клиенту, как правило, называют 10%, а остальные "закапываются" в строчки расходов (свет, звук, артисты и так далее). И хотя сейчас время Интернета, и любые цены на услуги можно проверить, агентства не рискуют называть реальный процент, за который работают. Этим можно отпугнуть клиента", — рассказали в одном петербургском event-агентстве.
По запросам петербургские заказчики празднеств лет на десять отстают от московских, которые уже понимают, что надо тратить деньги на оформление, спецэффекты. А в Петербурге основные статьи расходов — это ведущий, диджей, звук, свет.
"Почти 95% агентств в России работают по простой скучной схеме — есть зал, где проходит праздник, и программа, которая нанизывается как шашлык, там выступает Петя, потом Сережа, потом Лена. А если есть побольше денег, то заказывают Таню Буланову, если совсем много денег, то Элвиса Пресли, но схема не меняется. Моя личная беда и боль, что даже свадьбы у настоящих олигархов с сумасшедшим бюджетом в несколько миллиардов рублей все равно получаются безвкусные, бездарные", — сокрушается Дмитрий Акимов, подчеркивая, что почти все агентства повторяют свои программы на 90%.
Опрошенные "ДП" миллиардеры о своих праздниках говорят неохотно. "Праздники, на которых я бывал, обычно ужас сплошной. Чаще всего они напоминают колхоз, а миллионер справляет окончание уборочной страды", — говорит партнер УК "Теорема" Игорь Водопьянов.
Однако основатель Sela, владелец Grondard и совладелец "Капитал Полис" Аркадий Пекаревский считает, что уровень юбилеев за последнее десятилетие значительно вырос, появилась культура подготовленных тематических праздников. Времена, когда на юбилеи приглашали в ресторан просто поесть, уже давно прошли. В таком формате обычно собираются либо в узком семейном кругу, либо на промежуточные некруглые даты.
Аркадий Пекаревский рассказал, как 15 лет назад он был на праздновании 35-летия своего близкого друга. Мероприятие проходило, скажем так, в виде путешествий, и этот формат произвел на бизнесмена сильное впечатление: он увидел, что уровень проведения личных праздников может быть очень высоким. Гостей постоянно куда-то перемещали, перевозили, причем все это сопровождалось сюрпризами, неожиданными поворотами. Так, изначально гостей пригласили в ресторан "Шаровня" (уже не существует). Потом вдруг появилась цыганка и нагадала всем дальнюю дорогу. Гостям тут же предложили отправиться в путешествие.
"Никто ничего не понял, дамы пришли в вечерних платьях, мужчины в смокингах, мы сели в автобус, нас куда-то повезли. По дороге автобус останавливали гаишники в лице Роста и Нагиева, потом нас привезли на Московский вокзал. Представляете, идет по вокзалу делегация в смокингах и платьях, кто-то из гостей был даже с личной охраной. Потом мы сели в поезд и куда-то поехали, нас пригласили в вагон-ресторан, там всех ждала развлекательная программа. Где-то по пути поезд остановился, в вагоне выключили свет и за окном вдруг появился экран с озвучкой в вагоне, нам показывали фильм о юбиляре", — вспоминает Аркадий Пекаревский, отмечая, что в итоге всех гостей привезли куда-то в Ленобласть, в какой-то ресторан во дворце.
По словам бизнесмена, такие праздники предполагают большой бюджет, и готовиться к ним надо минимум полгода. "Но если ты можешь себе такое позволить, то все действо записывается в книге твоей жизни, это одни из самых ярких страниц как для себя, так и для друзей, потом делаются фильмы с такого праздника, и это хранится для детей и внуков. Если побываешь на таком празднике, то этого заряда и драйва хватает минимум на год", — говорит Пекаревский.