14:0420 ноября 201714:04
1098просмотров
14:0420 ноября 2017
Предприниматели пожаловались президенту России Владимиру Путину на новые сборы. Бизнесменам в 2018 году придется доплатить больше 100 млрд рублей. Письмо главе государства написали президенты четырех бизнес-объединений — РСПП, ТПП, "Деловой России" и "Опоры России". Предприниматели напомнили, что в 2014 году был введен мораторий на рост налоговой нагрузки, однако с тех пор появилось множество платежей и сборов, пишет газета "Ведомости".
Мария Евневич, доцент СПбГУ, член совета директоров ООО "Максидом":
3 года назад президент страны сказал, что повышать налоги и таким образом увеличивать нагрузку на бизнес не планируется. Но денег в бюджете не хватает, и их надо откуда-то добыть. Поэтому появляются так называемые квазиналоги – платежи, похожие по сущности, но имеющие иное название.
От того, что взимание денег мы назовем не налогом, а сбором или взносом, для плательщиков мало что изменится. Есть основные признаки налогов: односторонний характер установления, обязательность уплаты, индивидуальная безвомездность, нецелевой характер. Сбор отличается только тем, что имеет конкретное "направление" расходования: пошлины на импорт станков и оборудования, утилизационный сбор на средства производства тяжелого и энергетического машиностроения, инвестиционный сбор в морских портах и т. д. Каждый новый сбор вызывает необходимость его администрировать (нанять пару сотен новых сотрудников в контролирующие организации), оформлять еще и еще больше документов, что вызывает рост административной нагрузки на бизнес и раздражение.
Чтобы собирать больше денег и при этом не повышать ставки налогов и не плодить новые сборы, нужно увеличивать налогооблагаемую базу.
Есть разные способы добиться этого. Самый простой, но не очень эффективный в долгосрочном горизонте – просто переоценить объект налогообложения. Например, налог на недвижимость для граждан и организаций долгое время был равен практически нулю, поскольку считался соответственно от инвентаризационной и от балансовой стоимости. Когда квартиры и торговые центры переоценили и стали взимать налог от кадастровой стоимости, налоговая база сразу выросла. Но так как объект налогообложения остался прежним – с точки зрения плательщика мы видим просто рост налога.
Второй способ увеличить налогооблагаемую базу звучит очень банально и избито: надо улучшать инвестиционный климат, поощрять развитие бизнеса, снижать административное давление, сохранять стабильность правил игры. Это сложнее и дольше, но гораздо перспективнее.
И есть еще один способ: начать одновременно меньше тратить и больше зарабатывать. У нас при бюджетном процессе происходит некая "ментальная ошибка": людей считают расходами, а хорошо бы – доходами. Любой экономист знает, что труд – это один из факторов производства и он должен создавать добавленную стоимость. Добавленную стоимость дают люди, занятые в частном секторе, и те, кто оказывает нужные населению услуги в сфере образования, медицины, науки и т. д.
Кроме них у нас в экономике огромное количество людей добавленной стоимости не создают, в частности, это сотрудники бесконечного числа контролирующих и администрирующих организаций.
На всех этих проверяющих тратятся колоссальные бюджетные средства – считайте, наши налоги.
А вот если дать этим людям свободу – то есть отпустить на рынок труда, это одновременно улучшит инвестиционный климат и снизит бюджетные расходы. А если качественно изменится инвестиционный климат – эти люди смогут заняться, например, малым бизнесом. Не сразу и не все, но все равно это изменит экономическую ситуацию в лучшую сторону.
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе " Блоги "ДП".