12:5321 ноября 201712:53
314просмотров
12:5321 ноября 2017
Отношения человека и искусственного интеллекта должны быть законодательно урегулированы, считают в Госдуме. В первой половине 2018 года профильный комитет рассмотрит проект конвенции о робототехнике и искусственном интеллекте, сообщает РБК.
Леонид Хазанов, промышленный эксперт:
Идея узаконить отношения людей и роботов на первый взгляд может показаться наивной, поскольку степень роботизации в жизни современного общества, тем более российского, пока не столь велика, как прогнозировали писатели-фантасты 50-70 лет назад.
Однако в реальности дела обстоят совершенно иначе: степень роботизации пускай медленно, но тем не менее неумолимо нарастает, что особенно проявляется в промышленной индустрии, и сегодня роботы широко применяются, к примеру, в автомобилестроении, позволяя значительно сократить долю использования человеческого труда.
Не остаются в стороне от развития робототехники и другие отрасли промышленности. Несколько лет тому назад мне довелось побывать на одном крупном металлургическом заводе Европы, производящем стальной прокат. Там я видел двух роботов. Первый был мостовым краном, переносившим большой стальной рулон из одного цеха в другой и быстро перемещавшим его по воздуху в сторону, если на пути появлялся человек. Второй тоже переносил по цеху стальной рулон, но уже размером поменьше и катясь по полу. Хотя это были довольно простые роботы, точность их действий поражала.
Правда, не всегда человек может уступать в производительности роботу. Помнится, на одном из азиатских предприятий, выпускающих метизы, два рабочих умудрялись штамповать больше гаек, нежели трудившийся по соседству с ними новейший робот. Зато он, в отличие от них, мог работать круглосуточно и без перерывов на обед.
Между тем еще в 1942 году американский фантаст Айзек Азимов в рассказе «Хоровод» сформулировал три закона робототехники: «Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред. Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат первому закону. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит первому или второму закону».
В феврале же нынешнего года Европейский парламент принял состоящие более чем из сотни пунктов «Нормы гражданского права о робототехнике», затрагивающие самые различные вопросы использования роботов и искусственного интеллекта (включая создание системы их регистрации).
И совершенно ясно, что тема нормативно-правового регулирования робототехники и ее безопасного развития встает на повестке дня не только в Европе, но и во всем мире, — бизнес и власти крупнейших индустриальных государств видят в ней огромный потенциал для экономического роста: ведь роботы смогут решить те задачи, с которыми не может справиться человек. В гонке за эффективностью именно они могут стать фактически партнерами людей.
Что же касается предполагаемого к рассмотрению в следующем году в комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Государственной думы проекта конвенции по робототехнике и искусственному интеллекту, то он в целом перекликается с тремя законами Айзека Азимова. Было бы еще неплохо ввести обязательное страхование ответственности за вред, нанесенный роботом (подобное в принципе возможно): чем выше уровень «интеллекта» робота, тем выше должно быть страховое покрытие. И именно вопрос обеспечения безопасности деятельности роботов для жизни и здоровья человека будет ключевым для формирования законодательной базы в области искусственного интеллекта.
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе "Блоги "ДП"