Глава российского подразделения "Лемминкяйнен" Тапио Сярккя объяснил, как будут вести себя цены на жилье в Петербурге

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Гендиректор российского подразделения компании "Лемминкяйнен" Тапио Сярккя рассказал "ДП" о подготовке к слиянию с концерном "ЮИТ", поиске новых проектов и качествах, которыми должен обладать иностранный бизнесмен в России. Он также объяснил, почему возвращается спрос на генподряд, чем опасна реорганизация отлаженного бизнеса и как будут вести себя цены на жилье в Петербурге в ближайшее время.

Тапио, вы работаете в России уже 35 лет. С чего все началось?

— В 1982 году в Финляндии не было работы. Я приехал на заработки в СССР. И остался здесь учиться. Окончил ЛИСИ, где иностранцев в то время почти не было. С тех пор я здесь. Все кризисы — от развала СССР до последнего ослабления рубля — я видел и прочувствовал лично.

Что скажете о последнем кризисе?

— В нем много политики. Этим он отличается от прежних. Но финнов это особо не пугает. Наши народы привыкли работать вместе. А сейчас рубль относительно стабилизировался. И уже звучат разговоры, что пора бы финским игрокам, ушедшим с российского рынка, вернуться.

Стоит ли ждать в России новых финских застройщиков?

— Не думаю. Порог входа на рынок очень высокий. А для успеха в строительстве важны также местные корни, история и люди. Путь строителя в России долгий и трудный. В Финляндии сегодня не так много игроков, которым он по силам.

Вы советуете соотечественникам идти сейчас в Россию?

— Конечно. У меня много друзей, которые пришли сюда 5–6 лет назад и начали успешные бизнесы. Один дробит щебень, другой занимается торговлей, третий окна производит, четвертый — добавки в бетон. Кризис, конечно, наложил отпечаток на их активность. Но они все равно идут вперед. И правильно делают. Для работы в России нужны крепкие нервы.

Что еще нужно?

— Упорство. Надо много работать и понимать, что результат своего труда ты увидишь не завтра, а гораздо позже.

Вы уже 5 месяцев занимаете пост гендиректора "Лемминкяйнен". Как вы пришли в компанию?

— До этого я полтора года в холдинге "Илим" курировал крупные капитальные проекты. А еще раньше в компании Fortum руководил строительством Няганской ГРЭС. Если честно, планов идти в строительный бизнес у меня не было. Когда мне предложили работу в "Лемминкяйнен", я размышлял несколько месяцев. Дело в том, что последние 20 лет я был заказчиком строительных работ. А здесь я подрядчик. Переход с одной стороны баррикады на другую стал для меня настоящим вызовом.

Почему согласились?

— Это интересно! Кроме того, мой опыт заказчика наверняка пригодится в работе на стороне подрядчика. Я хорошо понимаю, как думает заказчик. Знаю, как надо работать, избегать конфликтов, на что обратить внимание. Вижу картину целиком, а не только тот кусок, который обычно доступен исполнителю. Это конкурентное преимущество.

В каком состоянии вы получили компанию?

— Мой предшественник Юха Вятте кропотливо строил бизнес и создал отличную организацию, где правильные люди находятся в правильных местах. Никакой реорганизации я не планирую. Я вообще не сторонник радикальных перемен. Раскачивать лодку может каждый, но это подставляет ее под удар стихии и может потопить. Реорганизация ради самого процесса — это большая ошибка.

Но у "Лемминкяйнен" и так впереди слияние с финским холдингом "ЮИТ". Как проходит подготовка к нему?

— Сейчас этап планирования. А само слияние произойдет после Нового года, когда антимонопольные органы дадут разрешение на сделку. Я вхожу в рабочую группу по подготовке к объединению. Могу сказать, что рассматриваются разные схемы. Но на какой именно остановятся собственники — пока неизвестно.

Какой будет ваша функция в новой компании?

— Нынешний "Лемминкяйнен" вступит в "ЮИТ" в виде бизнеса подрядного строительства, и наши текущие проекты перейдут в портфель объединенной компании. Все обязательства перед заказчиками мы продолжим исполнять, перемен они не почувствуют. Ведь команда и компетенции, по сути, будут прежние. А это самое главное! А в финансовом плане мы станем сильнее и сможем участвовать в более крупных и сложных тендерах.

Расскажите о текущих проектах.

— Мы генподрядчики в четырех стройках. Три из них — это жилье: ЖК "Балтийский берег" в составе квартала "Балтийская жемчужина", ЖК "Рантала" в Сосновом Бору, который мы строим по заказу холдинга "Титан–2", а также ЖК "Ренессанс" на ул. Дыбенко по заказу компании AAG. И еще один проект — это комплекс апартаментов VALO у станции метро "Бухарестская". Общая площадь этих объектов — около 300 тыс. м2. Так что мы обеспечены работой до конца 2019 года. Портфель неплохой, но моя задача — искать новые проекты. Чем мы сейчас активно занимаемся.

Вас интересует рынок Петербурга?

— Смотрим все регионы. Но очень внимательно выбираем проекты. Особенно если речь об удаленных территориях. Расстояние имеет значение. Особенно на таком конкурентном рынке, как наш. Цена ошибки очень высока. Но мы верим, что генподряд — это ключ к успеху.

Насколько эта работа сейчас востребована?

— Спрос есть. Многие заказчики на фоне кризиса пытались сами управлять проектами, разбивая их на этапы и выставляя объемы на торги. Но время показало, что не многие хотят и могут этим заниматься. Что в принципе логично. Когда я сам был заказчиком, у меня тоже было большое желание нарезать проекты на мелкие части и отдельно покупать работы по строительству, инженерии, благоустройству. Но для управления этими процессами нужны опыт и люди. Не у всех они есть.

На какие экономические показатели ваша компания выйдет в этом году?

— Год будет по экономике успешнее прошлого. Хотя маржа нашего бизнеса немного снизилась. Основная задача — оптимизация затрат. Это требует ежедневной работы с закупками, с заказчиком, с проектом, с бюджетом. Ведь нередко получается, что заключаешь договор по одним показателям, а они потом меняются. Как говорит один мой знакомый: "Если выиграл тендер — не радуйся. Сперва проверь смету. Там наверняка ошибка". Это правда. Ситуация все время в динамике — расслабляться некогда.

А насколько уменьшилась маржа?

— За год на пару процентов. Растут цены на ключевые материалы — не только импортные, но и российские. Часто проблемы возникают из–за того, что заказчики торопятся и выставляют на тендер недоработанные проекты. А потом начинаются уточнения, что приводит к разногласиям. Мы пытаемся подстелить себе соломки до старта проекта — в договоры включен пункт об индексации. Но все равно приходится внимательно следить за расходами.

Какие у вас планы на 2018 год?

— Думаю, до конца года мы получим еще два–три новых заказа. Я имею в виду генподряд под ключ. Сейчас много тендеров, в которых мы участвуем. Но, по статистике, из 20 конкурсов до дела доходит лишь один проект. Не все проекты стартуют — нет денег. Но интерес к рынку недвижимости со стороны людей с деньгами высок. Для меня было удивительно, что инвесторов много и они активны.

Как у вас складываются отношения со Смольным?

— Я — подрядчик, а контакт с властями важнее для заказчика. И я вижу, как мучаются многие из них, особенно решая вопросы с инфраструктурой и подключениями к городским сетям. Что тут скажешь…

В Финляндии с этим проще?

— Да! Там нет такой бюрократии и столь избыточной экспертизы. В России бумаги по проекту — это огромные тома, где параметры очень детализированы. Кому это нужно? Я разговаривал об этом с экспертами Минстроя. Они говорят, что ключевая причина — в недоверии к профессионализму российских проектировщиков. Очень странно. Но на Западе такого нет. Там меньше чем за месяц органы власти изучают и согласовывают проекты.

Выросло ли в Петербурге качество подрядных работ?

— Вопросам качества все подрядчики стали уделять больше внимания. Да, бывают и сбои. Мы недавно взяли нового субподрядчика, а он не справился. Пришлось расторгнуть договор. Но в целом ситуация стабильная. Мы, конечно, проверяем и контролируем своих исполнителей. Но иначе нельзя — мы зависим от качества их работы.

Правда, что в кризис многие подрядчики не выдержали нагрузки и ушли с рынка?

— Да. Мы это видим. Причина, судя по всему, в отсутствии заказов и кризисе платежей. У подрядчиков тяжелые времена. И у нас тоже все непросто — заказчики теперь требуют от генподрядчиков финансовых гарантий исполнения контрактов. Многие лишены возможности дать такие гарантии и потому не могут участвовать в тендерах. Получается замкнутый круг: если изначально нет денег, ты ничего и не заработаешь.

А вы откуда деньги берете?

— В российских банках мы никогда не кредитовались и не планируем. У нас все финансы централизованы в Финляндии. Такова глобальная стратегия концерна. Мы можем брать займы у материнской компании при возникновении кассовых разрывов. "Мама" всегда придет на помощь, так что нам не придется останавливать работу. Но многие компании этой возможности лишены. И это сложная история, чреватая конфликтами и даже банкротством.

Обычно скандинавские компании в России активно работают с соотечественниками. Вы тоже так поступаете?

— У нас другая политика. Мы хладнокровно смотрим на ситуацию и выбираем партнеров не по национальному признаку, а по деловым качествам. Никакого преимущества соотечественникам не даем. Считаем, что финский бизнес должен быть конкурентоспособным. Поэтому финнов среди наших контрагентов можно сосчитать по пальцам.

Говорят, жилье в Петербурге скоро начнет дешеветь. Вы тоже так думаете?

— На первичном рынке недвижимости уже почти затоваривание. В этом году в городе обещают ввести более 3 млн м2. Это очень много. Да, спрос есть. Люди годами живут в плохих условиях — коммуналках, хрущевках, трущобах. Они хотят жить лучше, но не могут, поскольку нет средств. Так что это спрос, не подкрепленный деньгами. И есть только два пути реализации возникшего пузыря: или банки снизят ипотечные ставки, или застройщики снизят цены. Третьего не дано.

О компании

"Лемминкяйнен"
> Работает в Финляндии и на международном рынке более 100 лет. Занимается строительством зданий и инфраструктуры.
> Акции котируются на бирже NASDAQ OMX Helsinki с 1995 года.
> Объем продаж за 2016 год — 1,68 млрд евро (из них 54,5 млн от бизнеса в России). Операционная прибыль в 2016 году — 67,6 млн евро.
> Готовится к слиянию с финским концерном YIT в начале 2018 года.


Биография

Тапио" Сярккя

> Родился в 1961 году в Финляндии. Окончил ЛИСИ по специальности "инженер–строитель".
> С 1991 года работает в России. Участвовал здесь в строительстве объектов по заказу Caterpillar, Stora Enso, Ruukki Group, Paroc и Fortum.
> С 2016 года работал в лесопромышленной компании Ilim Group.
> С июля 2017 года возглавляет российское подразделение компании "Лемминкяйнен".