Совладелец "Юлмарта", "Рив Гош", "Улыбки радуги", ГК "РозТех" (сети "Дикая орхидея", "Бюстье", "Дефиле") и других розничных активов Дмитрий Костыгин делится своими скептическими взглядами на развитие крупных проектов e-commerce в России.
Авторская колонка Дмитрия Костыгина предоставлена его адвокатом Ерланом
Касеновым.
Со дня на день будет объявлено о завершении сделки "Яндекс.Маркета" со Сбербанком.
Идеей-фикс стала для Германа Грефа убежденность в том, что в развитых экономиках ведущая e-commerce платформа оценивается дороже, чем любой банк. Поэтому он нацелен создать именно интернет-экосистему, поскольку, по его же кулуарным словам: "Alibaba получает комиссию 10-15%, а Сбербанк только 10 рублей за платежку". Поэтому заместителю председателя правления Сбербанка Льву Хасису были даны широчайшие полномочия, и банк активно начал двигаться в этом направлении. Были сделаны инвестиции в Gett, DocDoc и т.п.
В конце ноября 2016 года Gett получил от Сбербанка семилетний венчурный кредит на $100 млн.
Читайте также:
Ретейл
Зачем "Яндекс" и Сбербанк нужны друг другу
В мае 2017 года Сбербанк купил 80% сервиса онлайн-записи к врачам DocDoc.ru. Сумма сделки могла составить до 1 млрд рублей.
"Яндекс.Маркет", находившийся, в свою очередь, в стагнации уже 3 года, пытался найти решение, как развиваться дальше, "не влезая в инфраструктуру фулфилмента". По их собственным оценкам, с помощью "Яндекс.Маркета" осуществляется покупок на 70-90 млрд рублей в год. В апреле 2017 года произошла смена генерального директора "Яндекс.Маркета", IT-шника Павла Алешина сменил FMCG-шник Максим Гришаков.
7 августа 2017 года Сбербанк объявил, что инвестирует 30 млрд рублей в "Яндекс.Маркет" и получит за это 45% в компании.
Альянс Сбербанка с китайской Alibaba фактически развалился.
С октября 2017 года AliExpress в очередной раз заявила о приходе на российский рынок, на этот раз с платформой TMall, хотя уже был полный провал с "товарами российских дизайнеров" и тому подобным. При всем этом работать внутри России при соблюдении строгих требований законодательства намного труднее, чем просто переправлять подделки через границу без ввозных пошлин и НДС.
В e-commerce классическая ретейл-инфраструктура не работает. К примеру, американский Amazon убыточен на протяжении многих лет. По китайскому рынку видно, что такая модель тоже неэффективна. Недоступный склад и доставка не своими курьерами — такой подход не имеет перспектив для должного развития серьезной компании.
На каком-то более-менее существенном уровне объема товарооборота такой бизнес становится не сильно убыточным, но все равно убыточным.
В России кроме Сбербанка с "Яндекс.Маркетом" создать хорошую компанию в e-commerce хотят "М.видео" и "Эльдорадо" с Gett и другие. Однако на фоне неудавшихся громких проектов, таких как Wikimart, Enter, "Купи.Vip", "Холодильник.ру", все эти попытки заставляют усомниться в реальности таких перспектив.
Сбербанк и "Яндекс.Маркет" нуждаются в инфраструктуре, способной экономично обрабатывать широкую линейку промтоваров на сумму в сотни миллиардов рублей в год.
Достаточно попробовать протестировать покупку у Goods, "Яндекс.Маркет", Ozon, чтобы убедиться в сомнительности декларируемых сроков и иных важных условий интернет-покупки.
Следует констатировать, что в России сегодня много альтернатив e-commerce, покупатели не ломятся в онлайн.
Всех новых участников российского e-commerce ждет большое разочарование по итогам IV квартала.
Модель, когда продавец платит комиссию с выполненного заказа, а маркетплейс обеспечивает сервис для покупателей: доставку, проведение оплаты, гарантии и так далее — то, к чему следует стремиться.
E-commerce в России сопряжен с рядом сложностей, таких как гарантии потребителям (30 дней), возвраты товаров (ремонты, обмены и тому подобное), их обработка, возврат денег. На объемах в сотни миллиардов рублей это очень нетривиальный процесс. Поэтому и "Яндекс.Маркет", и Goods.ru, и TMall достаточно быстро наедятся: и тяжелой экономикой классического подхода; и торговлей с обычного склада, недоступного клиентам, без своих пунктов выдачи или курьеров; и многочисленными жалобами потребителей. В итоге рано или поздно они придут к юлмартовской платформе. Но чтобы создать даже то, что есть у "Юлмарта" уже сегодня, им необходимо не менее 2 лет.
Фулфилмент "Юлмарта" представляет безусловный интерес для тех, кто стремится стать безусловным лидером e-commerce. Тот, кто получит инфраструктурный ресурс этой компании, окажется впереди с огромным отрывом.