Новая метла мусорного рынка. Власти намерены создать отрасль по переработке отходов замкнутого цикла

Автор фото: Антон Ваганов
Автор фото: Антон Ваганов

Федеральные власти решили создать программу по переработке отходов замкнутого цикла. Хотя из–за недостатка государственной поддержки этот рынок малорентабелен, петербургские переработчики опасаются прихода регионального оператора.

По самым скромным оценкам экспертов, сумма инвестиций в создание программы по переработке отходов замкнутого цикла должна составить не меньше 45–50 млрд рублей. Сегодня большинство компаний, занимающихся переработкой мусора, имеют крайне низкую маржинальность, а у крупных игроков забирают территории для мусороперерабатывающих заводов.

Избыток энергии и дефицит сырья

В России мусор редко доходит до стадии вторичного продукта, чаще его вывозят на полигоны или несанкционированные свалки. Однако рынок все–таки существует. В развитых странах из мусора получают два вида вторичного сырья: при сжигании — энергию и тепло, а при переработке (замкнутый цикл) — пластик, картон, стекловату и другие материалы.
В России первый вариант не востребован и не развивается, поскольку у частного бизнеса нет доступа к электрическим сетям. Во втором случае процесс делится на три звена: сбор, заготовку и переработку. В Петербурге сегодня 1274 пункта по приему коммунальных отходов, подходящих для вторичной переработки, — пластика, стекла, бумаги, металла и прочего. Чаще всего этим занимаются заготавливающие компании, которых в Петербурге более сотни. Оборот одной из самых крупных — "ЮВИ СПб" — почти 1 млрд рублей (см. "Оценка рентабельности..."). Непосредственно производством занимается гораздо меньше компаний — около десятка.
По словам Татьяны Нагорской, руководителя движения "Раздельный сбор", во всем мире основная проблема этого рынка заключается в том, что себестоимость вторичного сырья почти не отличается от цен на первичное. Естественно, покупатели сырья выбирают последнее, поскольку качество первичного несколько выше.
В других странах в экологических целях эта проблема решается налоговыми льготами: финансовые поощрения дают производителям возможность снизить цены. Работу осложняет и отсутствие массового раздельного сбора. Без него эффективность рынка не может превысить 30%.
Минимальный порог входа на рынок для небольших заготавливающих компаний в России — 1 млн рублей (это стоимость прессовочной техники, аренды, транспорта и оплаты труда). Для перерабатывающих компаний стоимость входа зависит от вида перерабатываемого материала.
Однако данная сфера на данный момент является практически нерентабельной: прибыльностью может похвастаться разве что отрасль переработки картона, который имеет высокую продажную стоимость, рассказывает Татьяна Нагорская.

В ожидании варваров

Вероятность появления в рамках федеральной программы регионального оператора по обращению с отходами, который монополизирует рынок, пугает его участников. В результате и без того небольшие инвестиции значительно сократились.
"Сейчас непонятно, как этот региональный оператор будет взаимодействовать с малым и средним бизнесом, будет ли он сотрудничать с компаниями или создаст им еще больше экономических проблем", — с сожалением отмечает Татьяна Нагорская.
По словам Владимира Хильченко, президента холдинговой компании "Созвездие Водолея" и совладельца ООО "Гамбург", недоработки в схеме работы регионального оператора видны невооруженным взглядом: согласно федеральному закону он должен занимать 50% рынка, однако согласно антимонопольному законодательству должен быть признан монополистом, достигнув показателя всего 30%. Владимир Хильченко также отмечает, что для такого мегаполиса, как Петербург, необходим не один региональный оператор, а как минимум 10.
"В городе сотни тысяч компаний, и, чтобы заключить договор о сборе и переработке отходов с каждой, необходим многотысячный штат сотрудников, — говорит Владимир Хильченко. — Ни одна городская компания сегодня не готова на это". По его оценкам, ориентировочная прибыль регионального оператора составит 1 млрд рублей в год.

Главное — фильтр

Одновременно на петербургском рынке разворачивается скандал, связанный с бизнесом Владимира Хильченко: сейчас он оспаривает решение суда об изъятии территории одного из своих мусоросжигающих заводов. Иск подал КУМИ Кировского района.
Бизнесмен уверяет, что в будущем из–за повышения стоимости вывоза на другие полигоны это решение приведет к увеличению тарифов для населения; по его словам, уже существует решение депутатов об увеличении тарифов на вывоз отходов на 50%, а на утилизацию — на 25%, и это при том, что по приказу премьер–министра недопустимо повышать тарифы на госуслуги выше, чем на 4%.
"Рынок не готов к ценам на переработку, которые, как ни крути, будут выше в 5–10 раз, чем при обычном вывале на полигон", — утверждает бизнесмен.
Владимир Хильченко готов привлечь инвестиции до 60 млрд рублей, однако есть вероятность, что из–за сложных условий работы проект не реализуется.
Несмотря на то что он сам не занимается производством вторичного сырья (замкнутым циклом), Владимир Хильченко уверен, что с точки зрения бизнеса разницы здесь нет: при сжигании на выходе — электричество и тепло, при переработке — пластик, картон и пр. А при правильной технологии и использовании фильтров нет разницы и с экологической точки зрения: требования государства к переработке очень высоки.

Очистка от налогов

Участники рынка уверены, что основные проблемы отрасли вызваны отсутствием в России законодательства, которое предполагало бы льготы для бизнеса в сфере мусоропереработки. Однако недавно Александр Тетердинко, депутат Законодательного собрания Петербурга от партии "Единая Россия", предложил принять законопроект, освобождающий бизнес в этом сегменте от налога на имущество, которое используется для утилизации и переработки отходов, а также сократить и налог с прибыли с 18 до 12,5%.
Александр Тетердинко отмечает, что к массовому введению раздельного сбора мусора российский менталитет не готов, о чем говорит подобный опыт в регионах: мусор не сортировался, а баки портили. Если же раздельный сбор в городе будет введен, это произойдет за счет частных компаний при содействии жилищных комитетов. Чтобы ввести раздельный сбор во всех дворах, потребуются суммы в масштабе миллиардов рублей, уверен депутат. И в этой ситуации законопроект должен создать рынок практически с нуля.

Благотворительность

Принятие закона поможет не всем компаниям, уверен Дмитрий Соколов, генеральный директор компании "Экологическая инициатива". Сейчас он закрывает свой бизнес, и причиной этого решения является нерентабельность: на старте компании, в 2015 году, Дмитрий вложил 12 млн рублей, с тех пор инвестировал еще 4 млн. Убытки он оценивает в 10 млн рублей.
"Компаниям, арендующим помещения, закон не поможет, — уверен предприниматель. — Необходима государственная поддержка в виде квот, поощрений за переработку какого–то количества тонн отходов. Сегодня это не бизнес, а скорее какая–то благотворительность".
Сергей Грибалев, руководитель Независимой экологической лаборатории общественного контроля, утверждает, что, поскольку при обращении с отходами используются серые схемы, правительство не знает реальных объемов отходов.
"Они знают только сумму, которая выделяется из бюджета, — это 5 млрд рублей, — говорит он. — Из них на вторичную переработку выделяется только 0,5%. Например, до перерабатывающих компаний почти не доходит пластик. Поэтому за последние примерно 10 лет не построено ни одного крупного мусороперерабатывающего завода".
"Ситуация с переработкой настолько запущенна, что исправить ее косметическими средствами невозможно.
В эту сферу мы не вкладывали несколько десятилетий, поэтому сегодня, чтобы наверстать упущенное, требуются капитальные вложения", — уверен Сергей Чернин, член общественного совета Минприроды России.