Авиаперевозчики энергично отбирают пассажиров у железной дороги. На некоторых направлениях билет на поезд дороже или сопоставим по цене с билетом на самолет.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС), сравнив цены из Москвы на авиа– и железнодорожные билеты, пришла к неожиданному выводу: билет в железнодорожный плацкарт на дальние направления (Новосибирск, Сургут, Красноярск и др.) либо дороже, либо сопоставим по цене с билетом на самолет, хотя уровень комфорта перемещения в плацкартном вагоне не идет ни в какое сравнение с авиаперелетом.
Поводом для ФАС сравнить цены стал очередной скандал на железной дороге, касающийся качества пассажирских перевозок. В начале ноября ОАО "РЖД" заявило, что с начала 2018 года прекращает продавать билеты в плацкарт. "В связи с отсутствием решений регулятора по уровню тарифов на пассажирские перевозки в дальнем сообщении на следующий год", — пояснили в РЖД.
Премьер–арбитр
Проезд в плацкартных вагонах остается для многих россиян наиболее доступным способом передвижения по стране. Железнодорожники говорят, что субсидии не покрывают полностью расходов перевозчика, поэтому необходимо индексировать стоимость билета в плацкарт.
Однако в этом году по результатам совещания в правительстве РФ решено не увеличивать тарифы на плацкарт с начала 2018 года, сообщил заместитель руководителя ФАС Александр Редько. Хотя изначально ФАС энергично настаивала на снижении плацкартных тарифов на 10% в сравнении с 2017 годом, чтобы увеличить загрузку вагонов.
Антимонопольщики аргументировали необходимость снижения железнодорожных тарифов растущей конкуренцией со стороны авиаперевозчиков.
Действительно, авиакомпании энергично развивают региональные направления, запуская новые рейсы, увеличивая частоту полетов. В отдельных случаях частота авиационного сообщения между городами уже превышает частоту железнодорожного. При этом авиаторы за сопоставимую с железнодорожниками цену предлагают добраться быстрее. В общем, конфликт РЖД и надзорного ведомства зашел в тупик, никто не хотел уступать, и в самый разгар дискуссии на сцену вышел глава правительства России Дмитрий Медведев.
"Есть целый ряд резонансных вещей, не так давно обсуждался вопрос о приостановке продажи билетов в плацкартные и общие вагоны. Нужно все возобновить, прямо с середины этого месяца. Я такое поручение даю и железной дороге, и, естественно, Министерству транспорта, и антимонопольной службе", — заявил премьер.
После заявления главы правительства споры между РЖД и ФАС прекратились. Антимонопольщики больше не настаивают на снижении тарифов, а железнодорожники с середины ноября начали продавать билеты на 2018 год по ценам 2017–го.
Руководитель антимонопольного ведомства Игорь Артемьев считает принятое решение компромиссом, поскольку при сравнении цен на билеты с учетом инфляции отказ от индексации фактически означает снижение стоимости проезда.
"Победа" в сравнении
Конфликт исчерпан, но остался вопрос: как получилось, что конкурентная авиация оказалась дешевле монопольной железной дороги, которая убеждает общественность в выполнении некоей социальной функции, а поэтому нуждается в регулярном увеличении объемов субсидий, чтобы держать минимальные тарифы? Ведь ежегодно на пассажирское железнодорожное сообщение выделяется около 30 млрд рублей, что почти на порядок превышает субсидирование авиаперевозок.
Впрочем, стоит отметить, что, проводя свой анализ, ФАС сравнивала поездку в плацкарте с ценами только одной авиакомпании — лоукостера "Победа".
Причем речь идет о старых тарифах, действовавших до вступления в силу нового законодательства об отмене бесплатной перевозки 10 кг багажа. То есть сейчас авиаперевозчик бесплатно перевозит только ручную кладь небольшого объема (36х30х27 см), а полноразмерные чемоданы перевозятся за 499 (10 кг) и 1499 рублей (20 кг) соответственно.
Правда, после ввода новых условий "Победа" на те же 500 рублей снизила базовый тариф на авиаперевозку, так что в целом данные ФАС сохраняют свою актуальность. Однако билеты других авиакомпаний остаются дороже железнодорожных. Александр Редько объясняет рост пассажиропотока в авиаперевозках и его сокращение на железной дороге тем, что авиация снизила цены на 10% и увеличила пассажиропоток на 22%, а АО "Федеральная пассажирская компания" (ФПК — дочернее общество ОАО "РЖД", отвечающее за пассажирские перевозки), наоборот, увеличило тарифы на 3,9% и потеряло 8,5% клиентов в сегменте плацкарт и общие вагоны.
Загрузка в плацкарте составляет 74%, а в общих вагонах — ниже 50%. В 2010 году ФПК перевозила в плацкарте 75 млн пассажиров, а в 2017 году — на 14 млн меньше. Только за 2016 год авиакомпания "Победа" забрала 4 млн пассажиров, которые прежде пользовались железной дорогой.
"Непроданные места в купе — убыток или недополученные доходы ФПК, а за непроданные места в плацкарте платит бюджет, поэтому ФПК экономически все равно, какова цена плацкарта и сколько мест не продано", — отмечает замглавы ФАС.
В результате такой политики с 2010 года стоимость плацкартных билетов выросла в 2,26 раза, а купейных — только в 1,26 раза.
“
Мы конкурируем не столько с традиционными авиакомпаниями, сколько с наземным транспортом. Компания экономит практически на всем, кроме безопасности. Пассажир может выбрать услуги и не платить за то, что ему не нужно. Сама авиакомпания достигает существенного снижения издержек: топливная эффективность (сняли кухонное оборудование, до 1 т на одно воздушное судно), бортпроводники сами убирают салон (экономия на клининговых компаниях). Один из важнейших принципов — высокая частота полетов (до 100 рейсов в сутки в пиковые периоды зимнего расписания).
Елена Селиванова
Пресс–Секретарь Авиакомпании "Победа"
“
Пассажиры выбирают транспорт по ряду факторов: стоимости, времени в пути, удобству и, например, условиям провоза багажа. Проанализировав популярные города, которые посещают жители Петербурга, мы четко видим, что самолет они выбирают в тех случаях, когда он позволяет добиться кратной экономии времени. Поезд же пользуется спросом на коротких маршрутах, на которых чаще всего авиакомпании не имеют прямых ежедневных рейсов либо перелет обходится существенно дороже поездки по железной дороге.
Аркадий Гинес
директор по развитию OneTwoTrip