10:5206 декабря 201710:52
443просмотров
10:5206 декабря 2017
Пока коллизия в законе препятствует сокращению потребления табака, но в будущем может обернуться массовыми штрафами для розницы за стимулирование продаж табачных изделий.
Сергей КИСЕЛЕВ, директор по корпоративным отношениям и коммуникациям JTI в России:
Опубликованные на днях данные Nielsen о реальной стоимости сигарет в рознице показали, что в действительности она может серьезно отличаться от максимальной розничной цены (МРЦ), указываемой производителями на пачке. Более того, за последние пару лет разница между МРЦ и ценой продажи увеличилась практически втрое.
Как известно, Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» содержит множество ограничений в адрес отрасли. В их числе — запрет на рекламу, открытую выкладку табачной продукции на витринах, а также запрет на применение любых форм скидок с цены табачных изделий и стимулирование продаж табака. По мнению регуляторов, в сочетании с ежегодным повышением акциза эти меры должны способствовать сокращению потребления табака.
Тем не менее статистика последних лет показывает, что начиная с 2014 года, когда падение рынка составило более 10%, темпы снижения налогооблагаемых отгрузок замедлились до 3,6% в 2016 году.
В то же время Nielsen фиксирует, что реальная стоимость сигарет в рознице начинает отставать от максимальной розничной цены, указываемой на пачках. Если в 2014 году отклонение от МРЦ не превышало 5%, то по итогам 2016 года средний уровень дисконта составил 11%, а в текущем году разница между декларируемой ценой и ценой продажи приближается к 15%. Другими словами, по мере замедления темпов сокращения потребления увеличивается разница между ценой продажи пачки сигарет и установленной производителем МРЦ.
В значительной степени эта ситуация — следствие противоречия, заложенного в Федеральном законе «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», который, с одной стороны, запрещает любые формы скидок и ценового стимулирования продаж, а с другой — допускает возможность реализации потребителю сигарет со скидкой не ниже 25% от максимальной розничной цены, что не способствует сокращению ценовой доступности табака и снижению его потребления.
Кстати, контролирующие органы уже обратили внимание на эту ситуацию. Так, по результатам проверки Роспотребнадзором на одну из розничных сетей был наложен штраф за продажу сигарет ниже максимальной розничной цены. Определение Верховного суда Российской Федерации оставило в силе решения апелляционных инстанций: факт розничной продажи сигарет ниже МРЦ является стимулированием, так как имеет целью привлечение интереса потребителей к курению и покупке табачных изделий, чем нарушает ст. 16 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Очевидно, что до устранения правовой коллизии в законе под угрозой штрафа могут оказаться и другие розничные сети.
В данных обстоятельствах открытым остается вопрос, почему к устранению очевидного противоречия, установленного судебными органами, остается безразличным Минздрав, в чьи полномочия входит проведение единой государственной политики в данной сфере, в том числе в части сокращения ценовой доступности табака.
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе "Блоги "ДП"