23:3510 декабря 201723:35
602просмотров
23:3510 декабря 2017
Российский президент неоднократно указывал на необходимость поиска новых источников роста российской экономики: "Нас не могут устраивать нынешние темпы роста, необходимо вывести их на уровень выше среднемировых".
Владимир Домнин, автор книги "Брендинг: новые технологии в России", доцент кафедры маркетинга
СПбГЭУ
:
Российский президент неоднократно указывал на необходимость поиска новых источников роста российской экономики: "Нас не могут устраивать нынешние темпы роста, необходимо вывести их на уровень выше среднемировых". Минэкономразвития РФ прогнозирует рост ВВП всего на 2,1–2,3% в год. При этом российская экономика обладает ресурсами, способными за год увеличить ее размер на 20–30%. Для этого нужно признать существующие нематериальные активы (НМА), в первую очередь товарные знаки (бренды). Затем провести их переоценку по справедливой стоимости согласно ФЗ № 135 "Об оценочной деятельности" и Федеральным стандартам оценки МЭР РФ с привлечением сообществ сертифицированных оценщиков. Например, после принятия Китаем в 2007 году новых принципов GAAP с 2007 по 2016 год НМА Китая выросли на 748%!
По данным британской компании Brand Finance, по темпам роста всех НМА в миллиардах долларов с 2001 по 2006 год российская экономика занимала 6–е место в мире, но по доле признанных бухучетом НМА на конец 2015–го — только 44–е место. Российские предприятия обладают ценными ресурсами, но утвержденные Минфином РФ стандарты признают в финансовой отчетности лишь ничтожную часть от рыночной стоимости этих активов. Например, по исследованию компании Deloitte, российская розничная сеть "Магнит" занимает 61–е место в мире по выручке и 5–е место из первой сотни по темпам роста выручки за 5 лет. Согласно финансовой отчетности ПАО "Магнит", на конец 2016 года балансовая стоимость товарных знаков составила 3,3 млн рублей. Однако по рейтингу Brand Finance рыночная стоимость бренда "Магнит" составляет 153 млрд рублей. Признание рыночной стоимости товарного знака "Магнит" на балансе ПАО увеличит его активы на 34%. Искусственное обесценивание нематериальных активов делает невозможным формирование активного рынка НМА, вводит в заблуждение собственников предприятия относительно его рыночной стоимости, дискредитирует компанию в плане ее инвестиционной привлекательности и открывает широкие возможности для недобросовестных приобретений бизнеса.
Новый стандарт ФСБУ "Нематериальные активы" (2017), разработанный по инициативе Минфина РФ, не признает как НМА товарные знаки, созданные самостоятельно (пп. 13, 22а), по договору (п. 6ж), для продажи (п. 6е). При этом деловая репутация, не соответствующая критериям идентифицируемости и контроля, нематериальным активом признается. Парадокс? Или умысел?
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе " Блоги "ДП" .