Участники рынка детских игрушек рассчитывают компенсировать слабую торговлю 2017 года предновогодними продажами. На декабрь приходится до 15% годового оборота.
Рынок детских товаров перестал быть тихой гаванью для ретейлеров, какой он был до 2014 года. Ситуация последних 2 лет показала, что на детях все–таки экономят. Ни объем всего рынка детских товаров, ни, в частности, игрушек так и не вернулся в штуках на докризисный уровень. Разные исследовательские компании ожидают роста рынка в этом году от 1 до 8%, в то время как сами участники рынка настроены более пессимистично и особо на рост не надеются ни в этом, ни в следующем году. Весь рынок детских товаров в России оценивается в 530–550 млрд рублей, игрушек — в 100 млрд рублей.
Декабрьские надежды
На декабрьские продажи приходится до 15% всего годового оборота игрушек. Ретейлеры надеются, что последний месяц компенсирует слабые продажи всего года. Однако пока новогоднего ажиотажа не наблюдается. Сети ждут начала активных продаж со следующей недели.
Читайте также:
Доставка
Службы доставки растут на интернет-торговле
Директор интернет–магазина Helptomama Татьяна Каверина говорит, что в компании новогодний прогноз продаж положительный: покупатели не должны отказаться от подарков к самому долгожданному празднику, хотя они и очень внимательно изучают цены, сравнивают и выбирают товары по акции. В ноябре этого года средний чек в Helptomama вырос по сравнению с ноябрем 2016 года всего на 1%.
В сети "Дочки–сыночки" подчеркивают, что в ретейле в этом году удержание среднего чека на уровне прошлогоднего значения считается достижением. Однако в компании считают, что сравнивать напрямую эти две цифры не совсем корректно, так как ретейлер значительно пересмотрел в целом ассортимент в этом году, и в том числе на игрушки (собственные торговые марки и бренды). Это повлияло и на средний чек, и на комплексный состав покупки.
По данным Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, средняя цена на одну купленную игрушку сократилась в 2017 году на 6%, а за счет промоакций и распродаж средняя цена на сопоставимую продукцию снизилась на 15%.
Консалтинговая компания The NPD Group подсчитала, что новогодний средний чек на игрушки составит 890 рублей. Однако в сети "Дочки–сыночки" уверены, что в специализированных магазинах он превысит 1 тыс. рублей.
"В прошлом году многие наши поставщики снизили цены на продукцию. Например, Lego — на 12–15% и этим привлекла больше потребителей", — говорит совладелец сети магазинов "Детки" Сергей Балух, затруднившись дать прогноз по нынешним новогодним продажам.
В основном это происходит за счет увеличения числа покупателей. При этом средний чек в этой категории остался на уровне прошлого года — 2 тыс. рублей.
Тренды в игрушках
Один из основных трендов этого года — появление в продаже большого числа так называемых базовых наборов игрушек, к которым потом можно докупать детали.
В электронных игрушках лидируют дроны и радиоуправляемые машинки. Они постепенно теснят на рынке конструкторы, которые 3 года назад занимали все верхние строчки рейтинга, говорят в The NPD Group. В "Юлмарте" отмечают, что в топе продаж — игрушки из разделов робототехники, диапроекторов и диафильмов.
По оценке The NPD Group, в этом году объем рынка игрушек вырастет на 1%, до 100 млрд рублей.
Euromonitor International оценил рынок детских игрушек в 2016 году в 130,5 млрд рублей, а в этом году прогнозирует рост на 8,6%. Но ретейлеры, в отличие от аналитиков, более скептичны.
По их словам, о восстановлении спроса можно говорить, когда потребители станут покупать больше игрушек в абсолютном выражении.
Пока в штуках по–прежнему продается существенно меньше, чем до кризиса, говорил ранее СМИ глава "Детского мира" Владимир Чирахов.
“
Мы увидели резкий всплеск продаж уже в середине ноября, и сейчас рост продолжается. Прогнозируем, что на ноябрь–декабрь придется 35% от продаж игрушек в целом за год. В 2018 году средний чек сохранится, и большого роста по нему мы не планируем. Он может вырасти, только если повысятся цены от производителей, как правило, это 10–15%. В растущем сегменте бюджетных игрушек сегодня конкурируют в основном производители из России и стран СНГ. Дополнительное преимущество перед лидерами рынка — китайскими производителями — отечественным брендам дает яркая упаковка с подробным описанием на русском языке.
Ксения Костерина
руководитель товарного направления "Игрушки" интернет–магазина "Юлмарт"