Объем черного рынка билетов на ЧМ–2018 может превысить 7 млрд рублей. ФИФА объявила войну спекулянтам и ждет помощи в борьбе с ними от российских властей. Перекупщики мешают ФИФА продавать состоятельным болельщикам дорогие билеты.
Корреспондент "ДП" изучил уже вовсю действующие неофициальные площадки по перепродаже билетов на матчи мундиаля и выяснил: несмотря на заявленный властями усиленный контроль за распространением билетов на чемпионат мира, спекулянты легко могут выручить с продажи билета сумму как минимум вчетверо больше номинала. Они активно скупают билеты у обычных болельщиков с намерением перепродать их накануне чемпионата с многократным превышением цены.
Незаконно, но не невозможно
Минимальная стоимость билета на матчи будущего чемпионата мира по футболу, который пройдет в России, — 1280 рублей. Однако, чтобы стать обладателем такого "социального" билета, необходимо выполнить массу формальностей (см. "Схема покупки..."). На первый взгляд, система контроля очень строга, а билеты именные. Но опыт предыдущих футбольных мероприятий (заработавшие на Кубке конфедераций перекупщики, к примеру, хвастались, что вторично продали 40% всех использованных билетов) говорит о том, что строгий контроль — скорее декларация намерений организаторов, чем реальность.
Из разговоров со спекулянтами становится ясно, что они рассчитывают реализовать повторно примерно 20% билетов на ажиотажные матчи. На финальный матч самые дешевые билеты уже сейчас предлагаются ими за 100 тыс. рублей. Групповые матчи оцениваются значительно дешевле, но и на них сейчас предложений меньше 25–30 тыс. рублей за билет нет.
Самые грубые подсчеты позволяют предположить, что общая выручка перекупщиков может достигать 7 млрд рублей. Наиболее оптимистичные участники рынка оценивают прибыль спекулянтов на ЧМ–2018 в 8 млрд рублей, самые осторожные называют меньшие цифры, но в любом случае речь идет о миллиардах.
Разъяснения ФИФА на этот счет выглядят очень расплывчато. На прямой вопрос "ДП", будут ли проверяться имена на билетах и идентифицироваться личности тех, кто их предъявит на входе, в швейцарском офисе ушли от ответа, вместо этого рассказав об активной борьбе со спекулянтами и о причинах, побудивших ФИФА наложить запрет на перепродажу билетов.
По большому счету единственная возможность идентифицировать личность болельщика при входе на стадион — это FAN ID, или паспорт болельщика. Другие документы болельщику предъявлять не нужно. Вместе с тем ФИФА не выпускает и не выдает FAN ID. Выпуск паспортов болельщиков — исключительно инициатива принимающей стороны, и организация не несет никакой ответственности за это, подчеркивается на официальном сайте.
По словам председателя петербургского комитета по развитию туризма Андрея Мушкарева, идентификация болельщиков при входе на стадион проходит быстро — в среднем требуется 20 секунд на человека. При этом, подчеркивает Мушкарев, весь процесс автоматизирован, сличение FAN ID с личностью болельщика проводится тщательно.
Тем не менее спекулянты считают, что, несмотря на всю строгость проверки, у их клиентов не возникнет проблем с попаданием на матч по серым билетам. Впрочем, проверить это покупатели таких билетов смогут только в день игры.
Неизбежный атрибут
Спекулянты давно стали обязательными участниками любого крупного культурного или спортивного мероприятия во всем мире. Скандалы с перепродажей билетов были и на предыдущем чемпионате в Бразилии, и еще раньше в Японии. Причем в Бразилии власти ввели очень жесткие законы, по которым перекупщикам грозили 4 года тюрьмы. Не помогло.
ФИФА и оргкомитет ЧМ–2018 вновь объявляют об ужесточении контроля за продажами билетов. Однако у них есть и оппоненты, доводы которых звучат вполне резонно: почему люди, честно купившие билет, не имеют право передать кому–то право пойти на игру, даже за деньги?
Организаторы мероприятий ссылаются на соображения безопасности: мол, продавая билет, ФИФА проверяет личность болельщика и несет ответственность за то, что он не террорист и не был замечен в футбольном хулиганстве. И в этом тоже есть доля правды. Однако со стороны это выглядит так, будто футбольным функционерам просто обидно, что они вынуждены официально продавать билеты по минимальным ценам, тогда как кто–то зарабатывает на их социальной ответственности, купив дешевые билеты заранее и перепродав их втридорога.
Евгений Финкельштейн, глава корпорации PMI и совладелец сервиса "Кассир.ру", обращает внимание на то, что приобрести билеты без суеты с регистрацией, лотереями и квотами можно вполне официально.
Дружественная ФИФА швейцарская компания Match Hospitality уже выпустила в продажу билеты в VIP–ложи. Чтобы попасть туда, нужно заплатить от 150 тыс. рублей за человека. Верхняя планка — 960 тыс.: во столько обойдется каждое место в частной ложе на 19 человек. Это цены, заявленные для финального матча в Москве. Остальные города обойдутся дешевле. К примеру, минимальная стоимость полуфинала в Петербурге — 51 млн рублей.
В России этот сервис представляет подразделение Match Hospitality — ООО "Матч Хоспиталити". Но действия спекулянтов грозят помешать бизнесу. Ведь перед многими покупателями встанет выбор: идти в ложу официально или же сэкономить несколько десятков тысяч рублей и пойти на обычные трибуны по билетам спекулянтов.
Назвать совсем уж бедными тех, кто может выложить 100 тыс. рублей за билет на футбол, пусть даже и не на самое хорошее место, язык не поворачивается. И как раз за кошельки таких людей Match Hospitality и борется со спекулянтами.
Борьбой со спекулянтами сейчас заняты и российские чиновники на самом высоком уровне: от премьера Дмитрия Медведева до вице–премьера Виталия Мутко. Правительство внесло в Госдуму законопроект, который вводит огромные штрафы за незаконную торговлю билетами на матчи мундиаля: не менее 50 тыс. рублей для физлиц и до 1 млн рублей для фирм.
Тем временем рынок перепродажи билетов активно развивается. Спекулянты договариваются с болельщиками, бронирующими билеты, о выкупе их по цене в 4 раза больше номинала. Сами билеты появятся у болельщиков не раньше мая, и, видимо, именно на позднюю весну придется пик активности на черном рынке.
“
Существует определенная емкость этого рынка. Точно будут пользоваться спросом матчи с Россией и матчи финальной стадии. На матчи в Москве будут распроданы все билеты, в Петербурге — почти все, а в Саранске и Калининграде можно будет спокойно покупать билеты без спекулянтов. В любом случае пока что у нас люди не привыкли много платить за билеты, и десятикратная стоимость будет интересна немногим болельщикам. Но иностранцы в принципе к дорогим билетам готовы. Кроме того, большая часть состоятельных людей предпочтет спокойно купить билеты через систему Match Hospitality.
Евгений Финкельштейн
Президент Корпорации Pmi
“
Продавцам, скорее всего, будет сложнее продавать билеты через привычные каналы: собственные сайты, интернет–классифайды и т. п. Но на рынке сегодня есть p2p–площадки по продажам билетов, на которых реселлеры могут предлагать свои билеты покупателям. Кстати, в связи с ЧМ–2018 иностранные крупные игроки (например, StubHub и Viagogo) уже активизировали свою работу на российском рынке. Если говорить в целом, государственные меры вряд ли как–то повлияют на количество билетов на вторичном рынке, ведь рынок формируется не сам по себе, а в связи с высоким спросом на те или иные мероприятия.
Даниил Кручинин
основатель платформы eTicket4 (продажа билетов на вторичном рынке)