Противоречия между инерционным характером президентской кампании и задачей обеспечения высокой явки на выборы в марте 2018 года несут в себе риски для руководителей регионов, пишут «Ведомости».
Дмитрий Солонников, директор
Института современного государственного развития:
Вопрос повышения явки на выборы 18 марта сейчас стоит действительно очень остро. И в том, как он декларируется, есть несколько существенных противоречий.
Во-первых, сама постановка задачи. Ее определяет федеральный центр, формирующий контрольные цифры, методологию, ограничения на технологии и т. д. Но почетная задача отвечать за результат переносится уже на региональные власти, которые должны обеспечить не только результат, но еще и организовать все технологические процедуры, и найти под них финансирование.
Такое разделение функциональной ответственности и потенциальных наград уже вызывает внутреннее напряжение.
Во-вторых, предлагаемые направления повышения явки. И здесь нужно отметить очень важный момент. Все, что сейчас предлагается, — и лотереи с селфи на участках, и семейные игры на участках, и опросы о работе школ — все это мероприятия, никак не связанные с выборной тематикой. То есть федеральный центр предлагает зазывать на выборы людей, игнорируя их функцию как избирателей.
Можно весело пофоткаться, можно поиграть в мячик, можно обсудить уроки географии… Выборы президента России-то здесь причем?
Это радикальная смена повестки дня.
Граждан страны приглашают не будущее направление развития страны выбирать, олицетворенное тем или иным кандидатом с соответствующей программой и отчетом о проделанной работе, а весело поприкалываться. Зачем при этом еще и голосовать за кого-то?
Собственно и пофоткаться, и мячик попинать, и географичку пообсуждать можно много где, не обязательно для этого брать паспорт, идти на участок, ставить галочку в бюллетени, да еще перед этим и думать, кого поддержать и зачем.
Если на повестке дня будет не осознанное участие в избирательном процессе, а приятное времяпрепровождение, то его реализация может быть очень разнообразной.
Дома с бутылочкой пива в том числе. Если уж голосование — это не главное в этот день…
То есть сами эти предлагаемые технологии могут сыграть против явки.
А предлагают именно их, причем достаточно конкретно.
В-третьих, не бывает технологий, работающих по всей стране. То, что может быть эффективно в деревнях, не сработает в промышленных городах. То, что работает в промышленных центрах, неэффективно для мегаполисов. Опять же влияние национально-культурных традиций, учет реакции на агитацию разных групп по возрасту, образованию, семейному положению и т. д.
Жесткая регламентация процесса из центра здесь только в минус. А организовывать-то региональным властям, и им же потом отвечать за результат…
В-четвертых, все коммуникационные технологии — это только средства доставки сигнала. А его еще нужно формировать. То есть писать эсэмэски, снимать ролики для ТВ, рисовать плакаты…
От того, как это будет сделано, будет зависеть 90% успеха планируемых акций. И все это тоже отдано на откуп региональным структурам. С креативными кадрами в разных регионах тоже не все гладко. Вспомним, как год из года на плакатах, посвященных 23 Февраля и 9 Мая, рисуют авианосцы США, танки вермахта или самолеты НАТО.
И, наконец, в-пятых. Все эти технологии, безусловно, очень хороши, если сами они — это информационный фон (серый шум), который должен скрыть реальные действия по обеспечению контрольных цифр. А они-то как раз в итоге могут оказаться банально традиционными…
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе "Блоги "ДП" .