Большой секрет. Почему министры стесняются своей зарплаты

Автор фото: Коммерсант

 

Под самый Новый год, 28 декабря, произошло событие исключительной важности. Которое, однако, мало кто заметил. А зря. Потому что в этом событии отразилась главная российская проблема. Проблема, которая определяет нашу жизнь сейчас. И, оставаясь нерешенной, определит ее и в будущем.
Что случилось? Еще 11 декабря Министерство финансов на своем сайте опубликовало сведения о зарплате "работников, замещающих государственные должности", по каждому из федеральных министерств. Государственная должность в министерстве одна — это сам министр. И все, кто регулярно читает сайт Минфина, смогли узнать, сколько министр получает в месяц. Кроме самых главных, конечно, — министров обороны и МВД.
Сайт Министерства финансов — не самый популярный интернет-ресурс. О зарплате людей, занимающих государственные должности, узнали немногие. Выяснилось, что зарплата министра не так и велика — в среднем 700 тыс. рублей. Даже не миллион. Когда 27 декабря журналисты РБК рассказали своим читателям о министерских заработках, такая новость не выглядела особенно важной. По московским меркам на 700 тыс. в месяц не особенно разгуляешься. Да у министра и времени на веселье нет.
Но самое интересное произошло на следующий день. Сведения о зарплатах людей на государственных должностях исчезли с сайта финансового ведомства, а его пресс-служба отказала журналистам в комментариях.
В чем тут может быть государственный секрет? Министр получает 10 тыс. евро в месяц? Завистливые люди скажут, что это все-таки немало. Однако и людей на государственных должностях у нас не много и труд их необычен.
А для страны, где даже подполковник может складировать миллиарды наличными в принадлежащих ему московских квартирах, министр зарабатывает и вовсе незначительные деньги. Такой же точно чинуша, занимающий не самый высокий пост в правлении условной корпорации "Росгос-чего-то-там", получает в разы больше.
Даже разница в зарплатах чиновничьей пехоты и чиновничьих генералов смущать никого не должна. Фридрих Великий замечал, что для подъема боевого духа голодным солдатам полезно показать сытого короля — тогда в бою они будут только злее! А как говаривал Наполеон, "в моей армии каждый солдат носит в ранце маршальский жезл". Служи хорошо — государь пожалует тебя министром, а то и кем-то поважнее. Тут тебе будет и зарплата, и кое-что еще. Вполне себе мотивация.
Да и кто мы вообще такие, чтобы обсуждать зарплату государственных людей? Оценку труда министров дает политическое руководство, а оно, как мы знаем, правительством вполне довольно. Чего тогда было Минфину беспокоиться и чистить свой собственный интернет-ресурс?
Это очень серьезные вещи. Болезненная реакция государственных людей на любое упоминание об их доходах и расходах — симптом сильнейшего общественного нездоровья. Господа, вы что, так не уверены в законности своего благосостояния?
Получается, что нет, не уверены. И это очень плохо.
Да, российские отцы отечества (все как один бывшие советские люди, любящие порассуждать о прелестях жизни в СССР) сами живут в роскоши и барстве. В таком барстве, которому могли бы позавидовать помещики екатерининских времен. Полная бесконтрольность, все возможности для самообогащения, и единственный риск — выпасть из государственного фавора.
Но помещику в XVII веке не пришло бы в голову придуриваться перед своими крестьянами, рассказывая сказки о собственной бедности и призывая крепостных людей к самоограничению. Он считал себя вправе владеть и землями, и холопами и даже вершить над ними суд.
В принципе то же самое сейчас может делать и российский государственный человек. Но этих своих прав он почему-то стесняется. Или боится лишний раз о них сказать.
Этот страх за собственность, не пойми как возникшую у государственных людей, бревном лежит на пути к любому развитию. Если даже государственный человек не может толком ответить за все нажитое и обеспечить его сохранность, то что же взять со всех остальных, не занимающих высокие должности? Вот расскажи нам государственные люди, откуда у них взялись дворцы и поместья, тогда, глядишь, и у простых людей появилась бы мотивация к какой-то активной государственной деятельности.
Договорись хозяева страны с собственным народом по-честному — у них будет больше мотивации к инвестициям и меньше издержек на охрану. А пока такой договоренности не будет, останутся зависть, стагнация и страх.