На Малой сцене БДТ появилось новое творение авторского дуэта Настасьи Хрущевой и Александра Артемова "Последний ветер Дикого Запада". Официально это премьера независимого Театра ТРУ, созданного Артемовым вместе с Дмитрием Юшковым еще в 2010 году. По сути — мужская версия предыдущего камерного спектакля Хрущевой — Артемова "Это было со мной", который играют здесь же, на Малой сцене, шесть штатных актрис БДТ. Идеально было бы ставить два часовых действа вместе (если бы за время антракта удалось трансформировать сцену из тесной кальянной в пустынный кинопавильон) — они смотрятся друг в друга, как в зеркало. "Это было со мной" — женский миф о божественном любовнике, одним соитием меняющем жизнь и ее смысл. "Последний ветер Дикого Запада" — миф мужской, о поисках Грааля. Или, в данном случае, Алмазного Быка.
Что может быть более маскулинным, брутальным, бескомпромиссным и действенным, чем классический американский вестерн? Только плохой вестерн, очищенный от всякого психологизма и реализма. Именно такой и разыгран в картонной декорации на примитивной съемочной площадке, построенной Родионом Пашиным. Хлипкие двери салуна хлопают на диком ветру. Вой бури и видеокадры чудовищных торнадо перекрывает грохочущий голос диктора (лично Александр Артемов), излагающего легенду об Алмазном Быке, которого ищут лучшие ковбои Дикого Запада, чтобы… Чтобы что — остается неясным, но это неважно для четверки самых безжалостных и отвратительных злодеев на свете. Бывшие друзья вваливаются в салун и наставляют друг на друга пушки, ведь Алмазного Быка может найти только один из них. Вот прямо сейчас случится пальба, но вместо этого начинаются разговоры.
Бесконечные, витиеватые, нелепые, пересыпанные невинными, хоть и грязными ругательствами, — шедевральное воплощение дрянных переводов родом из первых постсоветских видеосалонов. У Александра и Евгения Плаксиных, Семена Афендулова, Евгения Сиротина и Василия Титунина сложная актерская задача — битый час держать одну и ту же угрожающую позу, зловещую ухмылку и активную речевую мимику, не говоря ни слова. Потоки текста извергаются на слушателя в записи: в роли гнусавого горе–синхрониста снова Александр Артемов. Запись эта, заметим, очень громкая, ужасного качества, именно такая, какими завывали видаки нашего детства.
Как и в "Это было со мной", каждый герой "Последнего ветра Дикого Запада" рассказывает историю своего чуда, точнее, преображения (в самом религиозном смысле слова, только без участия высших сил какой бы то ни было конфессии). Пересказывать эти чудеса в рецензии — значит лишать будущего зрителя чистого удовольствия. Нагромождения страннейших событий в женской версии касаются внутренних переживаний, в мужской — внешних действий, но они равно безумны и гомерически смешны. Стержень обоих спектаклей — простая форма песни, в которую уложен прозаический текст. Куплет–припев–куплет–припев — и так далее до бесконечности. Впрочем, конец предрешен. Мифологические чудотворцы — поэт–ловелас Габриэле Д’Аннунцио и Алмазный Бык — просто обязаны явиться на сцене во плоти. Так оно и происходит. Но если в "Это было со мной" явление героя–любовника как бы навязано извне, лихой сценический трюк просто обрывает песнь курительниц кальяна, то тайна Алмазного Быка раскрывается сколь парадоксально, столь и закономерно: финал "Последнего ветра Дикого Запада" со всей неумолимостью следует из логики событий (опять же, обойдемся без спойлеров, чтобы не портить впечатление счастливому очевидцу).
Пожалуй, ковбойскую историю Хрущевой — Артемова хорошо смотреть и саму по себе, без сравнительного анализа других спектаклей дуэта. Сравнения просятся на язык рецензента не от большого ума и знания материала — уж больно упорно и наглядно авторы движутся в одну и ту же сторону. Как превратить текст в музыку без нот, а театр — в симфонию без оркестра? Как идеальную форму сделать красноречивым содержанием? Как говорить о высоком в перепост–модернистском мире, где живое, незатертое слово можно найти разве что в вестернах, баттлах и бульварном чтиве? На пути от "Что делать?" и "Фунта мяса" до "Последнего ветра Дикого Запада" ответы на эти вопросы режиссеру Александру Артемову и композитору Настасье Хрущевой все яснее. Пара все ближе к цели. Алмазный Бык совсем рядом и ждет обоих.