В Петербурге сбор подписей для регистрации Владимира Путина кандидатом в президенты начался со скандалов и странностей - стали появляться сообщения о том, что бюджетников и студентов заставляют ставить автографы, а единороссы, только что с гордостью заявлявшие о своей роли в кампании, вдруг принялись открещиваться от всякой причастности к ней.
Сбор подписей для регистрации Владимира Путина кандидатом в президенты начался в России 5 января - в нескольких регионах. А с 8-9 января кампания стала охватывать и всю страну. Так как Путин идет на выборы самовыдвиженцем, то по закону для участия ему нужно передать в Центризбирком 300 тысяч подписей россиян.
Помочь главе государства в сборе автографов граждан решила, как и следовало предполагать, "Единая Россия". Лидер петербургского отделения партии власти и спикер ЗакСа Вячеслав Макаров даже собрал специальный брифинг, на котором заявил немногим приглашенным журналистам, что именно он, Макаров, стал первым человеком в стране, подписавшемся за Владимира Путина. Он-де куда-то торопился и случайно приехал на место сбора подписей - дело было в Москве на съезде инициативной группы по выдвижению Владимира Путина в президенты - на несколько часов раньше, чем сбор официально начинался. Но петербургскому спикеру дали поставить подпись раньше времени.
На том же брифинге координатор фракции "ЕР" в петербургском Законодательном собрании и первый заместитель Вячеслава Макарова в партии Александр Тетердинко объявил, что партия приступила к сбору подписей за выдвижение Путина. Пикеты, по его словам, расставлены по всем крупным торговым центрам, а участвуют в сборе около 50 активистов "ЕР" и Общероссийского народного фронта, которые за две недели работы должны получить по пять тысяч рублей. Не так-то и много, надо сказать - в Новосибирске, например, в пикеты вышло 400 человек.
Некоторые же депутаты из числа самых активных решили показать пример - и разместили на своих страницах в соцсетях фотографии в процессе "сдачи автографа" на специально оборудованных тумбах с надписью "Путин 2018".
Правда, съезд инициативной группы проходил 26 декабря, когда никаких подписных листов еще и в помине не было. Более того, раньше начала января подписи нельзя было собирать и по закону.
Добровольно-принудительные подписи
Буквально на следующий день после брифинга депутаты внезапно начали фотографии удалять. Снимки были удалены, например, из аккаунтов Дениса Четырбока, муниципального депутата Олега Смакотина и других. Причина резкой смены курса не поясняется, сами подписанты на вопросы либо не отвечают, либо уходят от ответов о причинах. "Партия сказала: "Надо!", Комсомол ответил: "Есть!", - так ответил один из единороссов, пожелавший остаться неназванным. Денис Четырбок сказал, что соцсетями вообще не занимается.
Сам по себе сбор подписей при этом, кажется, идет. Вполне традиционными методами: так, в Центральном районе Петербурга в понедельник, 9 января, собрали бюджетников и в добровольно-приказном порядке попросили подписаться за президента. "Сотрудница собирала вчера всех в актовый зал подписывать. Мы звоним многодетным по спискам, приглашаем на выборы, как колл-центр бесплатный", - жалуется один из сотрудников подведомственного администрации учреждения. Правда он отмечает, что формально никого не заставляют, но отказаться никто не рискует.
В Политехническом университете, по сообщениям активистов, первокурсникам раздали подписные листы и попросили заполнять их. "Студентам первого курса раздали такие подписные листы за Путина и требуют, чтобы студенты собирали эти подписи, якобы это будет играть важную роль в сессии. Им нужно собрать как минимум 14 подписей. Я не знаю, откуда идет такой маразм, но подобными действиями они вряд ли прибавляют симпатии к своему кандидату", - рассказывают студенты. Правда, в руководстве Политеха с возмущением опровергли информацию - в вузах же политическая деятельность запрещена.
Постарался и комитет по молодежной политике: в подведомственные ему организации "спустили" разнарядку о сборе подписей. Сотрудники СПб ГБУ ГЦСП "Контакт" рассказали, что начальство требует каждый день стоять в торговых центрах и собирать подписи за Владимира Путина. Оплачивать им своеобразную подработку не собираются, но люди не отказываются, боясь увольнения.
Нас там нет
Интересно, что от сбора подписей почему-то стали открещиваться не только в Политехе. Единороссы, только что с гордостью подчеркивавшие свою роль, вдруг сделали разворот. Они оне только удалили фотографии, но и отрицают теперь причастность к происходящему. Тот же самый Александр Тетердинко вдруг заявил, что не занимается сбором и понятия не имеет, что происходит с подписными листами. "У федерального штаба есть горячая линия - спрашивайте там. Я сбором подписей и координацией сбора не занимаюсь", - сказал он.
Правда, горячая линия - формально - должна появиться только на следующей неделе. Не существует еще и регионального предвыборного штаба.
Отдельно от единороссов Вячеслава Макарова о сборе подписей в Петербурге объявил экс-лидер МГЕР Северо-Запада Михаил Черепанов. У него конфликт с руководством петербургской партии власти, дошедший до того, что в конце декабря Черепанова исключили из политсовета отделения "Единой России". Он, в отличие от Тетердинко, объяснил, что собираемые ими подписи передаются именно в районное отделение "ЕР", а дальнейший их путь он не отслеживает. "В принципе, если бы регионального штаба не было, наверное, партия в федеральный сразу передавала бы", - предположил Михаил Черепанов.
В петербургском отделении ОНФ подтвердили, что подписные листы, которые заполняются волонтерами от ОНФ, передаются в федеральный штаб. "Фронтовики", впрочем, подчеркивают, что только принимают участие в сборе, но не организовывают его.
Известно, что в сборе подписей принимает участие и движение "Волонтеры Победы". Например, новость о том, что волонтеры начали сбор в Гатчине, можно обнаружить в аккаунте отделения движения по Ленинградской области. Но руководитель петербургского отделения Юлия Рудык сообщила, что в Петербурге "Волонтеры Победы" никаких подписей не собирают: "Избирательный штаб в городе еще не создан, когда он будет открыт, мы поймем, нужна наша помощь или нет", - дипломатично заметила она.
А кто организовывает сбор, неясно. Ведь подписные листы - это не бумажки, которые может распечатать любой энтузиаст, это документ, который полагается оплачивать из избирательного фонда, а значит, заказывать и распространять централизованно. Получается, что неизвестные люди собирают персональные данные горожан и непонятно что с ними собираются делать.
Зачем нужна масштабная кампания, не вполне ясно. Ведь в Петербурге за Путина должно быть собрано всего лишь 7,5 тыс. подписей. Членов одной только "Единой России" в Петербурге больше 10 тыс. человек, то есть только их автографов хватило бы для оперативного выполнения задачи.
Просто некоторые участники политического процесса, видимо, решили опередить ожелания начальства и были вынуждены отыграть назад. По уточненным директивам, поступившим от секретаря Генсовета "ЕР" Андрея Турчака, единороссы "по многочисленным просьбам волонтеров" лишь предоставят помещение своей общественной приемной в партийном офисе для сбора на один день, 14 января.
Впрочем, и это происходит непонятно зачем. Необходимое количество подписей уже незаметно оказалось собрано - об этом заявил штаб кандидата накануне вечером. Похоже, что в усилиях партийцев и активистов никто как-то и не нуждался особенно. Но в штабе великодушно решили, что те, кто не успел отметиться, могут и дальше продолжать сбор.