Xiaomi выходит на биржу в 2018 году, помогут ей в этом банки Goldman Sachs и Morgan Stanley. Китайского производителя смартфонов оценивают в $100 млрд – это станет крупнейшим IPO после первичного размещения акций Alibaba в 2014 году и одним из ключевых событий в технологической отрасли вообще.
Китайский производитель смартфонов Xiaomi привлекла американские банки Goldman Sachs и Morgan Stanley к проведению IPO в 2018 году. Участие в подготовке выхода на биржу примут также Credit Suisse, Deutshe Bank и нескольких китайских банков. Как отмечают Reuters и Bloomberg, первичное публичное размещение акций, в рамках которого Xiaomi может быть оценена в $100 млрд, может стать крупнейшим в технологическом секторе.
Xiaomi продолжает набирать обороты вопреки ожесточенной конкуренции на рынке. Компания была основана в 2010 году, через 4 года она вышла на третье место в мире по продажам смартфонов. В 2014 году Xiaomi стала вторым из самых дорогих hardware-стартапов в мире – ее оценочная стоимость составила $46 млрд. Минувший год отметился взрывным ростом популярности этого бренда и лидерством в Индии – самом быстрорастущем рынке телефонов. В 2018 году Xiaomi выходит на рынок США и проведет, вероятно, крупнейшее IPO в истории.
Раньше 2025 года
Первичное размещение акций Xiaomi, вероятнее всего, состоится на Гонконгской бирже во второй половине года. Опрошенные Reuters ожидают, что IPO Xiaomi станет крупнейшим в технологической отрасли после проведенного в 2014 году IPO интернет-гиганта Alibaba. Тогда китайский онлайн-ретейлер собрал свыше $25 млрд.
После выхода на биржу максимальная оценка Xiaomi может достичь $100 млрд, считают эксперты. При этом аналитики на родине производителя уверены, что оценку производителя смартфонов можно смело повысить вдвое, до $200 млрд. Об этом издание Technode сообщило со ссылкой на источники в окружении исполнительного директора Xiaomi Лея Цзюня, который прогнозирует этот высокий показатель.
В декабре 2017 года источники Bloomberg заявили о том, что в ходе первого публичного размещения оценка Xiaomi может составить $50 млрд. Банки выразили сомнения относительно уровня капитализации в $50 млрд, учитывая, что Xiaomi отстает по продажам электроники от других китайских производителей – Huawei, Oppo и Vivo. При оценке компании в $50 млрд Xiaomi может привлечь не менее $5 млрд, прогнозировали источники агентства.
Примечательно, что летом 2016 года основатель Xiaomi Лей Цзиюнь отказался выводить компанию на биржу до 2025 года из-за своей "сложной экономической модели". "Когда я основал Xiaomi в 2010 году, я отлично понимал, что нам понадобится 15 лет, чтобы выйти на биржу. Бизнес-модель компании слишком сложна, а пользователям нужно время, чтобы получить уверенность в наших продуктах", – заявил он в комментарии Tech in Asia.
По итогам 2017 года чистая прибыль Xiaomi превысила $1 млрд, а выручка – $17 млрд (рост на 18%). В этом году, по оценкам Reuters, прибыль компании составит около $2 млрд. Банкиры и аналитики ожидают, что прибыль Xiaomi продолжит резко расти в 2019 году, и, по словам одного из источников агентства, оценка IPO на $100 млрд будет выглядеть "разумной".
Феноменальный стартап
Xiaomi в 2017 году запустила продажи в десятках стран, включая Индонезию, Вьетнам, Россию и Объединенные Арабские Эмираты. В конце июня компания стоила около $55 млрд, утверждает источник Reuters. Помимо роста финансовых показателей Xiaomi анонсировала агрессивную экспансию по всему миру и выход на один из ключевых рынков, в США. Таким образом, за 8 лет с момента основания один из самых быстрорастущих стартапов грозит стать одной из компаний-лидеров на бирже в технологической отрасли.
Примечательно, что саму компанию Xiaomi основали в свое время для продвижения оболочки MIUI под операционную систему Android с открытым исходным кодом для разработчиков. MIUI предлагалась пользователям бесплатно, и следующей целью компании стало распространение смартфонов с этой оболочкой. Первый смартфон, бюджетный Mi1, продавался исключительно онлайн и быстро стал популярным гаджетом – меньше чем за год было продано более 10 млн Mi2. Xiaomi в последующие годы закрепила свою формулу успеха – дешевые технологичные высокопроизводительные смартфоны, поколения которых обновляются раз в квартал.
Уже в 2013 году Xiaomi заняла пятое место среди самых продаваемых брендов мобильных телефонов в Китае. Компания начала активно продвигать свою экосистему продуктов и выпускать гаджеты практически во всех сегментах рынка – телевизоры, самокаты, камеры, колонки, ручки и даже туалетную бумагу. Однако главным продуктом по-прежнему оставались смартфоны.
В 2014 году Xiaomi стала второй по итогам года на китайском рынке смартфонов. По данным IHS iSuppli, в этом году компания впервые в своей истории вышла на третье место в мире по продажам смартфонов. Тогда, в ходе последнего на данный момент раунда финансирования, Xiaomi оценивалась в $46 млрд. После начался спад – продажи компании почти не росли на фоне конкуренции на домашнем рынке с такими производителями, как Huawei, Oppo, Vivo.
Однако в III квартале 2017 года благодаря росту продаж в Индии и Китае компания сумела увеличить свою рыночную долю в мире до 7%, а это самый высокий для нее показатель. "В Индии мы создали чудо. Прошло всего 3 года, а мы уже номер один", – заявил глава Xiaomi Лей Цзюнь на конференции в Вучжэне в начале января. По оценкам IDC, Xiaomi показала более чем двукратный рост по продажам, аналитики Gartner заявили о росте продаж бренда на зарубежных рынках на 80%. В рейтинге самых инновационных компаний 2017 года по версии Fast Company Xiaomi вошла в топ-20. В своем сегменте потребительской электроники китайская компания занимает четвертое место и идет сразу за Amazon, Google и Apple.
Год ярких IPO
В минувшем году одним из самых ожидаемых IPO стало появление на бирже фотосервиса Snapchat. Компания Snap Inc в ходе первичного размещения акций была оценена в $24 млрд. По итогам первого дня торгов котировки компании подскочили на 44%, а ее капитализация превысила $30 млрд. Состояние каждого из основателей проекта Эвана Шпигеля и Бобби Мёрфи после проведения IPO увеличилось на $1,6 млрд и составило $5,3 млрд.
Размещение Snap стало крупнейшим среди IT-компаний с 2012 года. Тогда Facebook при выходе на биржу привлекла $16,01 млрд, капитализация компании оценивалась в $81,2 млрд. Выход Snapchat стал также самым крупным размещением на американской бирже с 2014 года, когда Alibaba Group привлекла $25,03 млрд (капитализация – $168 млрд).
В 2018 году провести IPO планируют, по данным CB Insights, более 350 компаний. Как отмечает Renaissance Capital, не менее 50 крупных частных компаний уже выбрали банки или подали заявки на размещение акций. В их числе, в частности, главный конкурент Uber в США, такси-сервис Lyft. Его основатели уже привлекли $4,1 млрд инвестиций, оценка достигла $11,5 млрд. Кроме того, на биржу выходит облачный сервис Dropbox, который привлек $600 млн инвестиций и оценивается в $10,4 млрд. Одной из самых дорогих частных компаний на IPO в 2018 году может стать сервис по аренде жилья Airbnb. Он привлек $3,4 млрд, оценивается в $31 млрд.