Генеральный директор ООО «Идаванг–Агро» Татьяна Шарыгина рассчитывает, что средства, вырученные от размещения еврооблигаций, помогут компании построить новый свинокомплекс в Лужском районе.
00:4624 января 201800:46
1818просмотров
00:4624 января 2018
Датская группа Idavang выпустила евробонды на 85 млн евро, чтобы профинансировать проект свиноводческого комплекса под Лугой.
Датская Idavang A / S привлекла 85 млн евро на международных рынках, выпустив первоочередные обеспеченные облигации. Привлеченные средства пойдут в том числе на строительство крупного свинокомплекса в Лужском районе. Обратиться к этому виду финансирования компанию вынудила тяжелая ситуация с кредитованием сельхозпроизводителей в России.
Первое размещение
Облигации предлагались на срок 4 года с годовым купоном 6,5%. Консультантом выступал инвестиционный банк Pareto Securities, а доверенным лицом держателей стала компания Nordic Trustee. Все облигации до конца 2017 года были проданы по закрытой подписке нескольким инвестфондам.
Ценные бумаги были размещены на бирже Франкфурта и планируются к размещению на бирже Nasdaq Копенгагена.
Группа Idavang, которая развивает свиноводство в Литве и России, планирует использовать привлеченные средства для рефинансирования текущих кредитов, дальнейшего развития и обратного выкупа долей Международной финансовой корпорации (IFC, входит в группу Мирового банка), которая сейчас владеет 20% акций компании. IFC получила 20% долей Idavang в 2011 году, изначально предполагалось, что корпорация входит в холдинг на время, поясняют в Idavang.
"Для холдинга это первый публичный выпуск корпоративных облигаций, который позволит компании сохранить активы и сосредоточиться на основном направлении — свиноводстве", — отмечается в сообщении компании.
Собственники Idavang — IFC (20%) и группа датских сельхозпроизводителей Jast Holding A / S (80%), которые нарастят свою долю после ухода IFC.
В 2016 году оборот предприятий Idavang составил 95 млн евро, в 2017–м — около 100 млн евро. В прошлом году холдинг продал 755 тыс. товарных свиней, или 65 тыс. т свинины. В Литве у Idavang действует 12 ферм на 15,3 тыс. свиноматок. В России — комплекс в Тосненском районе Ленобласти, где в прошлом году было произведено 200 тыс. свиней, и комплекс в Островском районе Псковской области, где выращено 100 тыс. свиней. Оборот компаний в России за прошлый год составил 3 млрд рублей. Это крупнейший производитель свинины в Ленобласти. По итогам 2016 года выручка холдинга составила 1,9 млрд рублей.
Факторы роста
Татьяна Шарыгина, гендиректор ООО "Идаванг Агро", отмечает, что развитие группы в России связано со строительством нового свинокомплекса за 3 млрд рублей в Лужском районе Ленобласти. Из них 1 млрд рублей "Идаванг Агро" возьмет в качестве кредита в России. Остальные вложения — это средства от размещения облигаций. Строительство начнется уже в этом году.
В прошлом году в Ленобласти никто из местных производителей не смог получить инвестиционные кредиты Минсельхоза под льготные 5%. Кредиты без субсидирования обходятся в 11–13%, что неприемлемо для сельхозпроизводителя. "У свиноводов и вовсе нет права на льготное кредитование, потому что проблемы с дефицитом в отрасли не существует, посчитал Минсельхоз. Но сейчас мы обсуждаем, как пересмотреть это решение", — говорит Сергей Юшин, глава Национальной мясной ассоциации.
Он указывает на то, что значительный объем свинины — около 14% — по–прежнему производится в личных подсобных хозяйствах, которые постепенно сокращают производство. Кроме того, объем импорта составляет 8% — это 300 тыс. т свинины, которые можно заместить. Кроме того, оптовые цены на свинину снижаются уже не первый год, что стимулирует спрос. По прогнозам экспертов, он будет расти примерно на 1,5% в год. С 2014 года оптовые цены снизились на 25%.
Растет и экспорт свинины. В прошлом году производители вывезли около 70 тыс. т, в ближайшие годы экспорт планируется увеличить втрое. "Чтобы отрасль стала устойчивой в 2018–2020 годах, надо дополнительно ввести мощности на 600 тыс. т свинины в убойном весе, притом что в 2017 году предварительные объемы производства составили 3,56 млн т", — подытоживает Сергей Юшин.
Как отмечает гендиректор ООО "Рассвет Плюс" Андрей Крылов, в последние месяцы цены на свинину заметно упали — примерно со 110 рублей за 1 кг живого веса в конце сентября до 89–90 рублей сейчас. Это не позволяет инвестировать в развитие. Падение цен связано как с импортом латиноамериканской свинины, который был закрыт только 1 декабря 2017 года, так и с тем, что выходят на полную мощность свинокомплексы, которые начали строиться еще в 2014 году.
"Стартовав с многомиллиардными проектами, инвесторы рассчитывали на то, что с 2020 года аннулируется квота на ввоз свинины и будет введена таможенная пошлина 25%, вырастет потребление и сократится поголовье в личных хозяйствах", — говорит Андрей Крылов. Датские инвесторы, видимо, очень верят в российский рынок, добавляет он.
Плюсы в облигациях
Аналитик "ФИНАМ" Алексей Коренев говорит, что в прошлом году российские компании активно занимали средства на внешних рынках и санкции не смогли помешать им. Но крупных агрохолдингов среди них не было. "В чемпионах "Газпром", затем идут РЖД, "РУСАЛ" и другие. Появление на международных рынках долговых обязательств крупных и средних отечественных сельхозпроизводителей возможно, лишь когда ситуация с инвестиционной привлекательностью России изменится радикально. Пока же иностранные инвесторы готовы вкладываться только в очень крупные российские сельхозпредприятия", — заключает Алексей Коренев.
"Для сельхозсектора нет ничего необычного в привлечении финансирования через выпуск облигаций. У "Мираторга" и "Черкизово" тоже есть облигации, которые торгуются на Московской бирже", — рассуждает Владимир Киселев, аналитик ИК "Доходъ". По его словам, облигации в качестве источника финансирования позволяют получить более выгодную процентную ставку, чем по банковскому кредиту. Также они удобнее для компаний, так как банк, например, может потребовать ограничить дивиденды для рефинансирования кредита, если долговая нагрузка поднялась выше определенного уровня.
При выпуске облигаций менеджмент компании может чувствовать себя гораздо свободнее, поясняет аналитик.