Розничная сеть Obuv.com, принадлежащая Дмитрию Костыгину и Августу Мейеру, закрывает магазины в России. Сеть, насчитывавшая более 100 магазинов несколько лет назад, сократилась в 10 раз. ООО "Обувь ком" признана банкротом.
Сеть Obuv.com, 40% долей в которой в 2012 году приобрели миллиардеры Дмитрий Костыгин и Август Мейер через Panarisco trading limited у Кирилла Яворского ориентировочно за $25 млн, уходит с рынка. На протяжении 2 лет компания закрывала магазины в регионах, Петербурге и Москве. Obuv.com 5 лет назад насчитывала 60 объектов, а сейчас магазины можно пересчитать по пальцам.
На момент покупки ООО "Обувь ком" было убыточным: выручка в 2012 году составила 1,4 млрд рублей, а чистый убыток — 155 млн рублей. В 2013-2014 годах компания вышла на безубыточность хоть и с минимальной прибылью — 18 млн рублей. В 2016 году выручка сократилась по сравнению с 2015 годом с 2,1 млрд рублей до 194 млн рублей, чистый убыток составил 558 млн рублей, по данным СПАРК.
Дмитрий Костыгин говорил в 2012 году, что он с партнером планировал в общей сложности инвестировать в сеть до $100 млн (с учетом покупки) и увеличить число магазинов в 4 раза (примерно до 240 объектов) к 2014 году. Но в 2014-2015 годах число магазинов едва превысило 100 торговых точек. В настоящее время корреспондентам "ДП" удалось насчитать только пять магазинов в Петербурге и один в Москве.
"Магазины опечатаны с товарами внутри"
Сайт компании с прошлой недели не работает, официальная группа в соцсети не активна, на вопросы покупателей представители Obuv.com практически не отвечают, вывешивая только новости о распродажах. Покупатели в официальной группе Obuv.com в соцсети обсуждают закрытие магазинов в Самаре, Уфе, Тюмени, Рязани, Магнитогорске. "Я-то думала, мы одни "счастливчики", где магазин закрыт. А оказывается тут целая волна закрытий. Интересно, с чем это связано и будет ли снова открыт магазин в Обнинске? Пока что стоит опечатанный с товаром внутри", — написала пользователь соцсети Евгения Ярмонова в сентябре 2017 года.
Дмитрий Костыгин через своих представителей на запрос не ответил, его бизнес-партнер Август Мейер запрос оставил без внимания.
Компания "Обувь ком" с апреля 2016 года проходит процедуру банкротства по иску ООО "Осташково". К продавцу обуви подано более 30 исков на общую сумму 344 млн рублей. В декабре 2017 года имущество компании было продано на торгах единым лотом за 3,2 млн рублей. Победителем стало ООО "Палитрон". В лот вошли объекты 27 объектов суммарной балансовой стоимостью 5,3 млн рублей, основные средства на 1,3 млн рублей, товарно-материальные ценности на 8,6 млн рублей и права требования к 587 должникам в размере 438,9 млн рублей, сообщается на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве. Среди активов в лоте — обувь и товарные знаки.
Вторая и не последняя
Эксперты отмечают, что Obuv.com — это вторая после Centro обувная сеть, которая обанкротилась в период кризиса, но далеко не последняя. Андрей Павлов, генеральный директор обувной сети ZENDEN, считает, что Obuv.com отличает слабое позиционирование и бренд. Он напоминает, что последние действия ФНС направлены на обеление рынка. "Внедрение онлайн-касс, маркировки обуви для некоторых сетей станет критичным, и они закроются", — убежден Андрей Павлов.
При работе в бюджетном сегменте очень высоко ценовое давление, а работа с такой низкой маржинальностью возможна только при очень высоких оборотах. "Для Centro оказался роковым выход на рынок и масштабирование Kari, что привело к размыванию целевой аудитории между двумя сетями. Первично это было не настолько заметно, так как в кризисные годы покупательский сегмент с доходами средний и ниже среднего уверенно прирастал. А при стабилизации и переходе к стагнации приток новых покупателей в сегмент по сути прекратился. Это привело к тому, что при низких наценках на изделия объемы продаж стали недостаточными", — говорит основатель и генеральный директор Y Consulting Дарья Ядерная.
Современный покупатель, при отсутствии у него источников роста дохода, но на фоне перенасыщенного гардероба, в том числе и обуви, отдает предпочтение более дорогим моделям, при условии, что они будут достаточно модными. "Базовые модели у покупателя уже есть, также есть понимание, что купить их можно в любой момент и с большой скидкой. Трендовой же обуви производится меньше, и ее вклад в свой гардероб покупатель оценивает выше, чем покупку еще одной базовой модели", — подчеркивает Дарья Ядерная.
Напомним, что петербургский бизнесмен Дмитрий Костыгин, владелец ряда розничных активов, среди которых крупнейшие "Юлмарт", "Рив Гош", "Улыбка радуги", с октября 2017 года находится под домашним арестом до 14 февраля 2018 года. В отношении Дмитрия Костыгина возбуждено уголовное дело по статье (ч. 4 ст. 159.1 УК РФ), его обвиняют в мошенничестве в сфере кредитования в особо крупном размере. По версии следствия, при заключении со Сбербанком кредитного договора на 1 млрд рублей бизнесмен предоставил заведомо ложные сведения о финансовом состоянии "Юлмарта" и не сообщил о наличии просроченных обязательств перед другими кредиторами. Уголовное дело против совладельца "Юлмарта" было возбуждено по заявлению Сбербанка.