01:3507 февраля 201801:35
3239просмотров
01:3507 февраля 2018
Рынок одежды и обуви закончил 2017 год с нулевой динамикой. А необходимость стимулировать продажи с помощью скидок и промоакций оставила ретейлеров без прибыли.
По итогам 2017 года российский рынок фешен–ретейла показал практически нулевую динамику. Согласно оценке Fashion Consulting Group, в рублевом эквиваленте рынок практически не вырос, а стабилизировался с минимальным приростом в различных сегментах. Так, в экономсегменте прирост составил около 1%, а в верхнем — около 3%. Но с учетом инфляции 2,5% о росте рынка говорить все равно не приходится.
Падение покупательной способности россиян сильнее всего почувствовал именно фешен–сегмент. Говоря о перспективах на 2018 год, продавцы бытовой техники и товаров для детей отмечают хоть небольшой свет в конце тоннеля. В то время как продавцы одежды, товара не самой первой необходимости, надеются лишь на промоакции и ищут для себя новые виды бизнеса.
Найти другие направления
Игроки рынка и эксперты фешен–ретейла подводят неутешительные итоги. В 2015 году объем fashion–рынка (с учетом обуви и аксессуаров) откатился до уровня 2012 года — 2,3 трлн рублей и последние 2 года практически не растет. В сравнении с докризисным периодом (до 2014 года) спрос на одежду остается низким, приводит цифры Анна Лебсак–Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group.
О тяжелой ситуации говорит и отсутствие желания у ретейлеров официально комментировать итоги года. Они публично держат лицо, но в личных беседах признаются: выручка сильно упала, маржа сократилась, по полной цене (без скидок) вещей продается все меньше и меньше. Усугубила ситуацию и погода — лето было прохладным, а декабрь теплым.
"Многие дождались январских распродаж и пошли покупать зимнюю одежду и обувь. Я и сам такой. И это нормально", — признается неавторизованно владелец одежной сети, торгующей в сегменте средний и ниже среднего. Но сетует, что в одежном ретейле маржа сильно упала. "У нас роста в 2017 году практически нет — на уровне 1–2%. С учетом инфляции это минус. Я уже подумываю о вложении средств в какой–то другой бизнес, но пока нет понимания, в какой именно", — подытоживает собеседник "ДП".
Присматривается к другим видам бизнеса и еще один владелец одежной сети сегмента масс–маркет. "Я уже начал ездить по знакомым предпринимателям, работающим в других сферах бизнеса. Смотрю, что можно из их практики перенять, так как у fashion–рынка везде все одинаково и позаимствовать нечего. На нашем рынке просто болото. Если найду, куда вложить средства, то буду серьезно это рассматривать", — говорит одежный ретейлер.
По оценке Concept Club, по итогам прошлого года рынок демонстрирует стабильность. Ситуацию в компании характеризуют так: лучше всего продаются платья за 300 рублей. За время кризиса покупатели привыкли к распродажам. В сети магазинов "Эконика" тоже сетуют, что покупательная способность еще не восстановилась после кризиса. "Многие исследовательские агентства отмечают рост позитивных настроений среди населения, но реальные доходы, к сожалению, не увеличиваются", — считают в компании.
Пока без изменений
На 2018 год прогнозы у ретейлеров тоже не самые радужные. Генеральный директор Concept Club Эмин Рустамов считает, что рост рынка в этом году может зависеть от нескольких факторов. Во–первых, от погодных условий: если сезон весна–лето будет близок к норме, то продажи подрастут. Во–вторых, рынок может начать расти вместе с доходами населения. Пока же ситуация останется нестабильной и сильно зависит от политической и экономической повестки дня, соглашаются в "Эконике". По этой причине в торговой сети не ожидают резкого всплеска спроса и прогнозируют, что 2018 год будет сложным со всех точек зрения. Анна Лебсак–Клейманс полагает, что россияне не перестанут экономить, продолжат планировать покупки одежды заранее, будут внимательно анализировать цены и отказываться от эмоциональных спонтанных покупок одежды. Поэтому значительного прироста рынка в этом году аналитик не ожидает. При максимально благоприятных условиях возможен рост рынка до 4–5%.
Ставка на оптимизацию
Для развития в сложной экономической ситуации ретейлеры делают ставку на оптимизацию. Так, в "Эконике" концентрируются на оптимизации ключевых бизнес–процессов, совершенствуют продукт с точки зрения качества, стилистики, моды.
В интернет–магазине Wildberries видят потенциал роста в развитии онлайн–торговли и наращивают количество пунктов самовывоза товара. Сейчас у Wildberries 1 тыс. точек, до конца года компания планирует удвоить их число. Помимо того, интернет–ретейлер делает ставку на расширение ассортимента. Например, с начала года Wildberries торгует не только платьями, но и детским питанием. Причем одежные сети, даже при наличии собственных интернет–каналов, активно сотрудничают с интернет–агрегаторами, которые обеспечивают им до 3–5% продаж.
Одно из наиболее перспективных направлений — это качественная и практичная повседневная одежда и обувь в спортивном стиле. А также недорогая молодежная одежда, соответствующая растущему популярному тренду street wear, считает Анна Лебсак–Клейманс.
“
Можно говорить о появлении ощущения чуть большей стабильности у населения, однако покупательское поведение очень сильно изменилось по сравнению с докризисным периодом. Покупатель уже не так легко расстается с деньгами. Учитывая динамику предыдущих лет, мы объективно оцениваем возможности и не ждем рывка в 2018 году. Январь мы отработали с хорошим ростом к прошлому году. Февраль начался с обильнейших снегопадов, что абсолютно не способствует росту трафика в торговых комплексах. Что будет дальше — зависит от многих параметров, на которые мы не можем повлиять (политика, экономика, погода).
Анна Сироткина
Коммерческий Директор Сети Магазинов Baon
“
Выручка Wildberries за 2017 год составила 69 млрд рублей по всем четырем странам присутствия (Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия), из них в России — 63,8 млрд. Рост составил 35% в целом, по России — 40%. Планы на 2018 — сохранить динамику роста минимум на том же уровне. Средний ценник товара не поменялся, и чек существенно не вырос. Связываем увеличение продаж с развитием компании — мы наращиваем количество пунктов самовывоза, доставляем товар еще быстрее по стране, чем в прошлом году, постоянно расширяем ассортимент — это позитивно сказывается на популярности компании и потребительском спросе.
Золина Саральпова
Директор По Развитию Ассортимента Интернет–Магазина Wildberries