00:0215 февраля 201800:02
45180просмотров
00:0215 февраля 2018
ЕАБР готов выделить 4,7 млрд рублей АО "НПК "Звезда" Павла Плавника на организацию первого в РФ серийного производства современных высокооборотных дизельных двигателей. Основным потребителем станет БелАЗ.
Евразийский банк развития (ЕАБР, возглавляет Андрей Бельянинов) готов выделить 4,7 млрд рублей на создание серийного производства современных высокооборотных дизельных двигателей, разработанных петербургским ПАО "Звезда" по заказу Минпромторга РФ. "На следующей неделе подпишем соглашение со "Звездой" и Белорусским автомобильным заводом (БелАЗом), который станет основным потребителем двигателей. Планировали подписание на инвестфоруме в Сочи, но руководство БелАЗа не сможет приехать, поэтому перенесли", — сообщил "ДП" руководитель петербургского филиала ЕАБР Александр Волков. По его словам, срок кредита достигнет 10 лет, а ставка будет ниже, чем у коммерческих банков.
Серийное производство мощностью 700–1200 новых двигателей М–150 ("Пульсар") в год будет налажено в течение 2 лет, полагает Павел Плавник, глава и совладелец АО "НПК "Звезда" (предприятие специализируется на производстве высокооборотных дизельных двигателей для судостроения, дизель–генераторов). Предприятие получило рекордный госзаказ на ремонт и выпуск новых силовых агрегатов для кораблей на 2018 год, выручка завода достигнет 3 млрд рублей. А запуск в производство М–150 позволит "Звезде" увеличить оборот на 15 млрд рублей в год. "Мы не будем строить новые цеха, как планировали изначально, а только дооснастим существующее производство новым оборудованием, построим испытательные стенды. Одновременно с этим будем проводить полевые испытания двигателей на автомобилях, маневровых тепловозах", — объясняет Плавник.
Даешь кооперацию!
Первоначально проект предполагал высокий уровень локализации производства в Петербурге: собственное чугунное литье, топливная аппаратура, поршни, гильзы. Однако невысокие объемы производства двигателей лишали экономической целесообразности инвестиции в производство комплектующих. И для снижения себестоимости "Звезда" решила отказаться от избыточной локализации, отдав предпочтение международной кооперации, что позволило почти вдвое снизить стоимость проекта — до 4,7 млрд рублей.
Некоторые компоненты будут производиться на территории Евразийского экономического пространства, благодаря чему этот проект и привлек внимание ЕАБР, учрежденного в 2006 году Россией и Казахстаном для содействия развитию экономики государств–участников и расширению взаимных торгово–экономических связей (позже в число акционеров банка вошли Белоруссия, Киргизия, Таджикистан и Армения).
Так, литье для новых двигателей предполагается закупать у предприятий белорусского двигателестроительного холдинга "Минский моторный завод". Некоторые компоненты планируется приобретать в странах дальнего зарубежья: коленвалы — в Индии, топливную аппаратуру — в Германии.
Кооперация с ведущими производителями мира и стран СНГ, по мнению Павла Плавника, обеспечит высокое качество и конкурентоспособную цену. С БелАЗом — одним из крупнейших в мире и единственным в СНГ производителем карьерной техники — "Звезда" уже подписала соглашение о сотрудничестве. Белорусское предприятие готово брать 200–300 петербургских двигателей вместо силовых агрегатов американской Cummins Inc. или германской MTU.
Чемпион отрасли
"Пульсар", разработанный совместно с австрийской инжиниринговой компанией AVL List GmbH при содействии мирового лидера дизелестроения финской Wartsila Oyj, по словам Павла Плавника, не уступает иностранным аналогам и имеет достаточно высокий экспортный потенциал. В частности, двигатель может работать как на дизельном топливе, так и на газе.
В разработку новых высокооборотных дизельных двигателей в мощностном диапазоне 400–1700 кВт, создание опытных образцов, которые были продемонстрированы президенту РФ Владимиру Путину еще в 2014 году, компания вложила свыше 2 млрд рублей. Из них 737 млн выделено из бюджета РФ по федеральной программе Минпромторга "Национальная технологическая база" (подпрограмма "Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011–2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения").
Предполагалось, что в результате реализации этой программы доля продукции российского дизелестроения на внутреннем рынке в общем объеме потребления этого вида продукции достигнет 100%. Но цели не удалось достичь, так как бюджет выделил средства на НИОКР, однако затем возникли сложности с запуском проектов в серийное производство из–за отсутствия финансирования. Предполагалось, например, что "Звезде" деньги выделит Внешэкономбанк. Но из–за обострения внешнеполитической ситуации и последовавших экономических проблем — девальвации рубля, роста процентных ставок — финансирование проекта остановили. Кроме того, предоставляемый "Звездой" залог не удовлетворил запросы банкиров. Кредиторы рассчитывали получить в качестве залога результаты интеллектуальной деятельности (РИД). "Звезда" передала всю конструкторскую документацию Минпромторгу, а ведомство тогда не поставило РИД себе на баланс.