Российские бренды продолжают обретать популярность за рубежом. Среди полюбившихся западным и азиатским клиентам — мультфильмы, печенье и одежда из России.
В истории советских предприятий есть много глав о том, как тот или иной бренд порой внезапно обретал популярность за рубежом. Если кому–то может показаться, что в настоящее время отечественным компаниям нечем похвастаться в плане популярности на зарубежных рынках, то это не совсем так.
Еще с советских времен многим иностранцам хорошо знакома такая отечественная продукция, как автомат Калашникова, самолеты марок "МиГ" и "Су", водка "Столичная". Фототехника ЛОМО и вовсе открыла новое направление в мировой фотографии — ломографию, кстати, благодаря иностранцам. Родоначальниками ломографии считаются два австрийца, которые в начале 1990–х привезли в Западную Европу фотоаппарат ЛОМО и сделанные им снимки. На слуху в ряде зарубежных стран имена таких сырьевых гигантов, как "ЛУКОЙЛ" и "Газпром".
Наш Микки–Маус
Не меньший успех, чем продукция советских предприятий, имели впоследствии и многие российские бренды. Например, пока любители советских комедий сетовали на упадок кинематографа, современные мультфильмы из России обрели огромную популярность за рубежом. Так, иностранными зрителями любимы "Лунтик" и "Смешарики", а короткометражный мультфильм "Мы не можем жить без космоса" получил известность после того, как попал в шорт–лист премии "Оскар".
"Широко известен случай с мультфильмом "Маша и Медведь", который зарубежные прокатчики приобрели "на пробу" для аудитории 3–5 лет, а он неожиданно покорил сердца не только детей, но и взрослых. Такое, например, произошло в Италии в 2015 году. Сейчас в Европе выпускается большое количество разной продукции с героями этого мультфильма. Можно сказать, что это наш Микки–Маус в Европе", — говорит об успехе мультфильма ведущий аналитик ООО "Эксперт плюс" Мария Сальникова.
Действительно успех мультсериала "Маша и Медведь" сложно переоценить — он был переведен на 25 языков мира, показан на канале Netflix и особенно полюбился жителям Италии и Индонезии.
"Достаточно высокий спрос на отечественные мультфильмы сложился благодаря определенной специфики. Иностранные зрители отмечают, что порой герои российских мультиков удивительно точно напоминают им их собственных детей. Им близок юмор российских мультиков и восхищает качество исполнения в лучших традициях советской анимации", — объясняет аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.
Сибирь, нефть и технологии
Мультфильмы — далеко не единственный российский продукт, широко известный на Западе. Там знают и разработчиков из России — таких как "Лаборатория Касперского" (антивирусы) и ABBYY (электронные словари). Конечно, за рубежом хорошо известны имена нефтегазовых компаний из России. Например, бренд нефтяного гиганта "ЛУКОЙЛ" знаком потребителям более чем в 20 странах мира. "Газпром" имеет еще большую узнаваемость и, судя по всему, не собирается на этом останавливаться.
"Такой маркетинговый ход, как спонсорство футбольной Лиги чемпионов, помог "Газпрому" встать в один ряд с такими всемирно узнаваемыми брендами, как Nike или Masterсard. Сейчас практически все от Европы до Азии знают этот российский бренд, который ассоциируется с качественным газом, конкурентоспособной ценой и национальным достоянием России", — говорит президент Singapore Castle Family Office Эльдияр Муратов.
Производители продуктов питания тоже имеют определенный успех на внешних рынках. Например, кондитерское объединение "Любимый край" активно поставляет на рынки США и Китая печенье под торговой маркой "Посиделкино". Любопытно, что часто популярностью пользуются именно бренды, напрямую ассоциирующиеся с Россией.
"Один из трендов последних лет — это тема Сибири как территории. Это название входит в пятерку базовых ассоциаций с Россией, которые возникают в голове у среднестатистического иностранца наряду с Москвой, матрешкой и медведем. Все знают Сибирь как заповедный и нетронутый цивилизацией край. Именно в этом заключаются предпосылки для успешного продвижения брендов "из Сибири", например, в категориях органической косметики и лекарственных трав. Такие примеры уже есть: марка косметики Natura Siberica и корпорация "Сибирское здоровье". Оба бренда очень успешны не только в России, но и за ее пределами", — говорит управляющий партнер брендингового агентства Weavers Brand Consultancy Вадим Журавлев.
Кириллица в моде
Особенно громко российские бренды заявили о себе в мире моды. Сейчас зарубежному потребителю хорошо известны такие российские имена, как Вика Газинская, Валентин Юдашкин, Леонид Алексеев, Игорь Чапурин и Ульяна Сергиенко — марки под этими брендами регулярно попадают в подборки западных модных журналов.
Настоящий фурор в мировой fashion–индустрии произвели коллекции модельера Гоши Рубчинского. Британский The Guardian назвал Рубчинского "человеком, который сделал дизайн крутым".
В 2017 году этот российский дизайнер получил возможность разработать фирменную коллекцию для музыкальной группы Daft Рunk, а также выпустил коллаборации с брендами первой величины в мире моды — Burberry и Comme de Garcons.
Интересно, что в одежде от Рубчинского — множество отсылок к советскому и постсоветскому стилю. Так что дизайнеру удалось сохранить национальную идентичность без использования традиционных образов a la russe. Кроме того, он сыграл немалую роль в том, что в моду вошла одежда с надписями на кириллице — уже в прошлом году такие вещи из подиумных коллекций перекочевали в масс–маркет.
Российские дизайнеры пытаются пробиться в мир не только модной одежды, но и мебели. Но здесь, как объясняет пиар–консультант в области дизайна Надежда Юнацкая, мебельные компании, собравшиеся на международный рынок, сталкиваются со следующими препятствиями: заточенность идеи только под реалии производства в России, а также неготовность продавать авторские права на изделия для массового производства за рубежом и адаптировать прототипы к западным требованиям по качеству и материалам.
"Чаще всего российским дизайнерам приходится заходить на международный рынок мебели через международные выставки, такие как Salone del Mobile (для молодых дизайнеров есть площадка Salone Satellite), Stockholm Furniture Fair в Стокгольме и главную декораторскую выставку Maison & Objet в Париже, — говорит Надежда Юнацкая. — Но, прежде чем принять участие в одной из этих выставок, важно понимать, что вам нужно: заключить контракт с крупными мебельными брендами, получить мировое признание или оценку, продать конечному потребителю. В Милане и Стокгольме можно заключить хороший контракт на серийное производство и получить максимальную шумиху и охват по публикациям".