15:1022 февраля 201815:10
198просмотров
15:1022 февраля 2018
Самые дорогие компании российского сегмента Интернета стремятся создавать бизнес, который будет охватывать все сферы жизни россиян, от доставки еды до киберспорта. Кроме того, они активно покупают нишевые проекты, отмечает РБК, ссылаясь на очередной рейтинг Forbes.
Рейтинг Forbes отражает реальность. Только в нем не хватает, на мой взгляд, анализа причин, почему расклад именно такой: вошли такие-то компании, и распределение мест между ними вот такое. А также чем ситуация в России отличается от общемировой.
Основой для роста интернет-компаний служит культура потребления в конкретной стране (или эти компании сами формируют культуру, тут уже «курица и яйцо»). Если взять крупные интернет-рынки – США, Европа, Китай, – то там царят компании двух категорий.
Первая – это компании действительно глобального уровня – Google, Apple, Microsoft, Facebook, – предоставляющие не просто услуги, а собственные среды и платформы: операционные системы, наиболее распространенные приложения, социальные сети, системы геопозиционирования, мессенджеры и даже оборудование, на котором работает их софт.
Читайте также:
Интернет
Аудитория Рунета растет только на смартфонах
Вторая категория – это торговые площадки типа Amazon и AliBaba. Отметим специфику потребностей их основной аудитории: удобный выбор товаров, комфортная доставка (в том числе в относительно труднодоступные места – маленькие городки, загородные виллы, домики в горах). Плюс цена ниже, чем в реальных магазинах.
В российском же Интернете несколько иная нарезка среди ведущих игроков. Глобальных компаний у нас, к сожалению, нет. Конечно, Mail.Ru и тем более "Яндекс" претендуют на универсальность, но это все происходит только в русскоязычном мире, а их физические активы (такси, например) работают преимущественно в крупных городах.
В части собственной торговли и рекламы других компаний также есть чисто наша особенность: российский потребитель привык к круглосуточному обслуживанию, "хочу здесь и сейчас же" любой товар или услугу. Западная культура на такое не нацелена: есть рабочие часы, и продавцы – тоже люди. Хотя опять же вся эта оперативность распространена в крупных городах, а в небольших – может и вообще не быть культуры заказов в Интернете.
Таким образом, рейтинг отражает тренд всего развития российского интернет-бизнеса: предоставление все более разнообразных услуг на отдельно взятом замкнутом рынке со своей спецификой. Для конечного потребителя, возможно, далеко не худший вариант!