Новые стратегии и новые кадры: политолог Дмитрий Солонников о том, что означают известия о новых майских указах президента

В Кремле обсуждают подготовку новых президентских майских указов, аналогичных тем, которые Владимир Путин подписал в 2012 году, сообщает РБК. Один из собеседников издания рассказал, что новые указы готовятся в администрации президента, но точное содержание документов пока неизвестно.

Что касается предположений о подготовке в недрах администрации президента нового пакета указов, который должен быть выпущен в свет в мае нынешнего года. Честно говоря, информация не очень содержательная. Кто-то (не очень точно известно кто) что-то (не очень точно известно что) готовит (опять же не очень точно известно, к какой дате и к какому дальнейшему применению). Но готовят точно! Это, собственно, и всё. То есть вывод — администрация президента продолжает работать, несмотря на то что до выборов осталось меньше 3 недель. Или создавать видимость, что работает...
Вот, собственно, и весь месседж. Не думаю, что по его поводу можно сказать больше.
Что касается рифмы с майскими указами, то тут вот какая история.
Как известно, майские указы 2012 года содержали более 200 поручений — последние должны быть исполнены в 2020 году. Среди поручений президента были повышение зарплат работников бюджетной сферы, увеличение доли инвестиций в ВВП, создание 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, продвижение наверх в рейтинге Doing Business и др.
Когда говорят, что готовят «новые майские указы» президента, притом что выборы проходят в марте и В.В. Путина еще, строго говоря, не переизбрали, противоречие это мнимое. Еще в прошлом году президент поручил готовить предложения по реформированию экономики, и это случилось еще до выдвижения в президенты, до избирательной кампании. Это продолжение старой темы: президент — человек длинной воли, и он готовит документы не только на ближайшие недели, но и на годы вперед.
Что касается самого уподобления новых документов, касающихся экономической политики РФ на ближайшие годы, майским указам шестилетней давности, то здесь нельзя говорить о прямой аналогии.
Тогда было время так называемых «белоленточных протестов», уличных выступлений с требованием перемен. Майские указы несли определенное послание: смена повестки, новое видение того, как страна будет развиваться дальше.
Это был сильный ход, неслучайно разговоры о майских указах продолжаются и сегодня, спустя 6 лет. Трудно вспомнить решение, которое вызывало бы такой резонанс. Указы предполагали изменение вектора экономического развития страны во время выхода из первой волны кризиса. Увеличиваются заработные платы значительной части населения, прежде всего бюджетников, и это запускает маховик экономики. Растут доходы домохозяйств — растет потребление — появляется новый рынок сбыта для промышленных предприятий.
С самого начала было понятно, что проводить эти реформы должен будет Дмитрий Медведев и его команда. В.В. Путин заранее объявил, что именно он возглавит кабинет министров в рамках их предыдущих договоренностей. А как мы знаем, президент старается не нарушать изначальных договоренностей.
Кстати, сейчас, заметьте, понимания того, кто возглавит правительство в случае переизбрания В.В. Путина (будем стараться говорить аккуратно и юридически корректно), — нет. И такая неопределенность (или свобода маневра) — впервые. До этого каждый раз, идя на выборы, В.В. Путин заранее представлял команду, с корой будет работать в случае победы на выборах.
Модернизация, которая проводилась через майские указы, как мы знаем, получилась не очень. Многие регионы и ведомства отчитывались о выполнении майских указов, просто переводя сотрудников на работу на четверть и полставки. Сейчас можно подвести какие-то итоги выполнения майских указов: вам было поручено — давайте посмотрим, что у вас получилось в итоге, как вы справляетесь с поручениями…  
И все это на фоне того, что ожидания от нового курса действительно большие. Это и новая экономическая стратегия, которая уже несколько месяцев как обсуждается и дорабатывается, и новая региональная политика, которую также анонсировали в прошлом году, и новые направления партстроительства, о чем заговорили в последнее время, и еще много чего нового. И ожидается, что реализовывать это будут новые же команды управленцев разного уровня.
То есть не стоит задача заставить старые кадры работать по-новому, как в 2012 году. Можно под реализацию новых задач собрать новую команду.
Так что новую стратегию развития страны, вероятно, будут определять новые люди. И это коренное отличие нынешней ситуации от того, что было 6 лет назад.