С 2016 года предприниматели Алексей Багнюков и Мария Турова занимались изготовлением мужских и женских шляп на заказ, как и большинство городских производителей головных уборов. В этом году предприниматели открыли свой первый корнер в тату–студии друзей Backstage площадью 100 м2 на Арсенальной улице, чтобы клиенты могли не только заказать индивидуальный пошив, но и примерить готовые изделия. Также бизнесмены запускают аналогичную точку в Москве.
До конца 2018 года сооснователи бизнеса откроют два собственных шоу–рума, в каждый вложат до 700 тыс. рублей. По словам предпринимателей, сейчас они рассматривают варианты помещений. При этом в каждой точке будет продаваться до 30 моделей шляп различных размеров. Чтобы обеспечить достаточно широкий ассортимент в шоу–румах, предприниматели модернизируют производство. Сейчас они выпускают под брендом Hatfield до 50 шляп ручной работы в месяц. Также в планах команды на 2018 год — сотрудничество с регионами.
Сложнее, чем свитшот
"Как оказалось, создать шляпу — это не свитшот сшить, — рассказывает Алексей Багнюков о запуске производства. — Нам пришлось протаптывать тропинку с нуля, начиная с поиска болванщика, которого я искал месяц, и заканчивая проработкой концепции". Идея создавать шляпы посетила предпринимателей во время поездки на московскую текстильную ярмарку, где они планировали купить материал для запуска линейки одежды. Там же они увидели павильон с шляпами, которые вдохновили спутников.
Тогда предприниматели занялись разработкой моделей и концепции собственных шляп, а затем арендовали мощности одного из производств площадью 30 м2 в Выборгском районе, вложив 300 тыс. рублей. Предприниматели окупили сумму за 10 месяцев. Компания изготавливает шляпы с нуля — начиная с деревянной болванки и заканчивая производством бирок и коробок для шляп. На производстве работают четыре мастера, на изготовление каждой шляпы уходит 2–3 дня. В общей сложности бренд Hatfield выпустил уже пять коллекций шляп, и, по словам предпринимателей, наибольшим спросом пользуется шляпа–федора темных тонов: черный, горький шоколад и серый.
В качестве материалов бизнес–партнеры используют в основном австралийский фетр и итальянскую ткань для подклада. Компания тратит на сырье до 20% ежемесячной выручки, которая составляет 400–500 тыс. рублей. Рентабельность бизнеса равна 57%. Клиентами компании становятся представители творческой элиты.
Пустующая ниша
В Петербурге работает несколько десятков небольших производителей фетровых шляп, в их числе Anna Andrienko millinery, OlgaWhite, Ателье меха и кожи V.Ivanoff, "Мир шапок" и пр. Также в городе продаются шляпы зарубежных брендов, таких как "Борсалино", Goorin Brothers и др. Стоимость фетровой шляпы в Петербурге варьируется от 8 тыс. до 27 тыс. рублей. По словам участников рынка, чаще всего их делают на заказ через интернет–ателье.
"Безусловно, спрос на шляпы есть, особенно в Петербурге, но производителей в городе мало и в больших объемах шляпы никто не делает. Еще в советские годы, в начале XX века, производство шляп было уничтожено и с тех пор с трудом восстанавливается", — рассказывает Анна Андриенко, основательница бренда Anna Andrienko millinery. Поэтому шляпы занимают очень небольшую долю петербургского рынка одежды и аксессуаров, объем которого составляет 200–220 млрд рублей.