Россия избрала президентом Владимира Путина. За время его правления страна пережила оттепель, но, похоже, вновь похолодало.
При Владимире Путине Россия пережила период бурного роста, вступила в фазу застоя, а теперь стоит на пороге глубокой рецессии.
Владимир Путин принял командование страной в начале 2000–х. Это совпало с ростом цен на нефть, экспорт которой приносит стране наибольший доход. Под руководством молодого преемника Бориса Ельцина Россия в тот период наращивала госрасходы по всем направлениям: от социалки до промышленности. В течение 8 лет экономика прирастала примерно на 6–7% в год.
Но едва встав с колен, экономика споткнулась и упала. В 2009 году она пережила глубокий спад в результате мирового финансового кризиса. Именно этот год можно назвать началом периода застоя.
К 2014 году российская промышленность компенсировала кризисный провал. Но весной Россия внезапно присоединила Крым, а также поддержала военные действия на востоке Украины, что стало причиной обострения отношений с Западом. А затем ситуацию усугубило вступление в войну в Сирии на стороне противника Запада Башара Асада.
Инвестиции в Россию падают, отток капитала растет, некоторые западные компании покинули страну. Государство, столкнувшись с дефицитом бюджета, усилило налоговый прессинг, чтобы поддерживать приоритетные теперь военные расходы. С 2009 года среднегодовой рост экономики колеблется около нулевой отметки.
Эскалация конфликта с Западом накануне выборов может говорить о том, что все происходящее не случайность, не кратковременный политический кризис, а серьезное охлаждение отношений, которое может привести к затяжному экономическому спаду, что обернется для бизнеса и россиян лишениями. Но россияне с честью будут их переносить.
Аркадий Пекаревский, основатель Sela, владелец Grondard и совладелец "Капитал Полиса":
Мне кажется, средний бизнес, который не завязан на госзаказы, ничего уже не ждет от нового срока. Все давно расстались с иллюзиями, что кто–то что–то за тебя или для тебя сделает. В любом случае в нашей российской реальности любая стабильность лучше изменений. Но это я рассуждаю с точки зрения предпринимателя, человека, самостоятельно зарабатывающего деньги. У людей, получающих зарплату от государства, может быть и другое видение.
Бизнесмены, которые занимаются крупными проектами, начинают их тогда, когда считают нужным. Так что это не очень связано с выборами президента. Если есть уверенность, что политический курс останется прежним, какой смысл что–то менять. Вот если бы курс менялся, то тогда, наверное, надо было бы подумать.
Интернет дает возможность создавать бизнес без привязки к конкретному месту. Есть множество бизнесов и услуг, востребованных покупателями, которые никак не зависят от того, кто является президентом России.
Георгий Богачев, владелец базы отдыха "Илоранта":
Я сторонник сменяемости власти, каким бы хорошим ни был руководитель. Более 20 лет управлять страной — это много и мешает развиваться молодым. Поэтому ждать бурного роста или прорыва в экономике не приходится. Но уезжать не собираюсь, не представляю своей жизни вне родины, просто буду делать свое дело.
Владимир Хильченко, владелец ХК "Созвездие Водолея":
Результат выборов вполне предсказуем, так что резких перемен вряд ли стоит ожидать. Но президент не может не понимать, что назрела необходимость реформ. В частности, они требуются правоохранительной системе. Сейчас малый и средний бизнес, в котором занята значительная часть трудоспособного населения, подвергается давлению. И если не изменить ситуацию, в стране могут возникнуть серьезные экономические проблемы. Поэтому я думаю, что в течение полугода с подведения итогов выборов мы увидим, готов ли президент к переменам. Если готов, то произойдут серьезные кадровые изменения в государственных структурах, в том числе и в высших эшелонах.
Мария Евневич, совладелица, член совета директоров "Максидома":
Есть такая шутка: "В любой неопределенной ситуации продолжай делать то, что ты умеешь". Вот этим мы и собираемся заниматься. Мы очень надеемся, что в ближайшие 6 лет не будет никаких резких изменений в экономической политике, в налоговом законодательстве. Рассчитываем на тренды, которые уже озвучивались: повышение прозрачности, открытости, улучшение контроля за налогообложением, конкуренцией, за честностью ведения бизнеса.
Мы надеемся, что не ухудшится инвестиционный климат. Будем развиваться в соответствии с нашей долгосрочной стратегией — открывать новые магазины, развивать новые форматы, соответствовать цифровым тенденциям, улучшать качество сервиса.
Никаких резких движений не планируем. Будем развивать бизнес, потому что это то, что мы умеем делать.
Владислав Рыдаев, владелец ГК "Терра Авто":
Термин "застой" появился, когда нужно было оправдать движуху. По результатам выборов поймем, куда пойдем. Ощущения предопределенности у меня нет. Будем работать, зарабатывать, поддерживать проекты в сфере культуры и образования. Понемногу каждый день делать жизнь в нашей стране лучше и интереснее.
Партнер "Лидер Групп" Александр Рассудов
Александр Рассудов, партнер "Лидер Групп":
Победит понятно кто. Даже интриги в этих выборах нет. Перемен в стране не ждем. Макроэкономика далека от идеала. И она плохо влияет на экономику страны: покупательная способность населения снижается, число псевдоналогов растет, заявления о помощи бизнесу так и остаются словами. Думаю — это наше будущее на ближайшие годы. Главное, чтобы не стало хуже. Нас пугают войной. Но надеюсь, от слов к делу не перейдут, ведь у них тоже есть дети и внуки.
Алексей Кедрин, вице–президент пивоваренной компании "Балтика":
С 2008 по 2017 год объем рынка пива в России сократился почти на 40%. Это в том числе результат ужесточения регулирования пивоваренной отрасли. Несмотря на это, "Балтика" продолжает лидировать с существенным отрывом от конкурентов. Предсказуемость и стабильность — важнейшие условия для устойчивого развития бизнеса, которые может обеспечить государство наряду с открытым конструктивным диалогом. Мы наблюдаем такую позицию и в регионах присутствия, и на федеральном уровне. Так, например, хотя на наших результатах, как и на динамике всего российского рынка пива, серьезно сказался запрет ПЭТ-упаковки объемом более 1,5 л, в конце прошлого года правительство России разрешило производство ПЭТ объемом более 1,5 л на экспорт. Это своевременное решение, которое подтверждает существенное улучшение диалога. Еще одним примером позитивной динамики является фиксирование в Налоговом кодексе ставок акцизов до 2019 года.
Необходимо, с одной стороны, следовать государственной политике по снижению злоупотребления алкоголем, а с другой — не создавать искусственные препятствия для развития легального бизнеса. В частности, мы против активно обсуждаемой законодательной инициативы о введении обязательной маркировки как избыточной меры законодательного регулирования. Это крайне затратный и нецелесообразный инструмент, дублирующий функции действующей ЕГАИС. Реализация предложения серьезно ухудшит положение пивоваров и создаст дополнительные административные барьеры.
Марк Лернер, гендиректор компании "Петрополь":
Революций никто не хочет. И, видимо, их не будет. Не вижу предпосылок для перемен в стране. Единственный тренд — отрицательный во всем, наверняка сохранится. Хотелось бы ошибаться в прогнозах. Но нас ждет кислая стабильность. Не думаю, что она продлится все 6 лет. Все–таки экономика — дама капризная. Она легко может резко измениться и показать всем кузькину мать. Насколько масштабно и быстро это произойдет — трудно сказать. Сейчас все чувствуют обреченную усталость от этих выборов. Пусть они уже пройдут и все, особенно чиновники, перестанут использовать эту дату как повод ничего не делать, не принимать решений. Для города выборы, думаю, обернутся серьезными кадровыми решениями в перспективе 1–2 лет. А это точно скажется на условиях ведения здесь бизнеса. Надеюсь, в лучшую сторону.
Вячеслав Семененко, гендиректор компании "Master Девелопмент":
Рассчитываю, что все изменения будут позитивными. Что в стране появится новая политическая элита, которая обеспечит устойчивое развитие по всем фронтам. В последнее время именно низкое качество административной культуры на среднем и низшем уровне сдерживало развитие бизнеса. А бизнес между тем вырос и готов работать и на себя, и на страну.
Александр Тютюнник, заместитель председателя правления банка "Александровский":
В этом году завершение очередного электорального цикла может повлечь за собой кадровое обновление правительства, в том числе экономического блока. Это в дальнейшем может привести к смягчению денежно–кредитной политики и более активным мерам по стимулированию кредитования реального сектора.
В условиях умеренно позитивного сценария на банковской отрасли это отразится в повышении ликвидности и снижении стоимости заемных ресурсов. Одним из драйверов развития банковского рынка в таком случае станет кредитование малого и среднего бизнеса. В этом сегменте мы ожидаем не только снижения ставок, но и отраслевого сдвига — с кредитования традиционных сегментов строительства и торговли в пользу сельскохозяйственных, телекоммуникационных, ИТ–компаний и проектов городской инфраструктуры.
Александр Кашин, глава компании "ЭГО–Холдинг":
Я надеюсь, что после выборов руки будут развязаны, и действия во внешней политике будут доводиться до конца. Наши западные партнеры не совсем к этому готовы. Пока мы выдерживаем дипломатию в полутонах. Хотя бы раз надо довести начатое до конца, тогда нас будут уважать еще больше. Во внутренней политике очень хочется надеяться, что в России останется частный бизнес.
Дмитрий Костыгин, совладелец компаний "Юлмарт", "Рив Гош", "Улыбка радуги":
Я рассчитываю на рост и процветание в следующие 6 лет. Жду отмены "русских законов физики" — РСБУ, которые должны быть заменены на прогрессивные международные. Для бизнеса будет важным шагом разделение законодательства о временной и постоянной неплатежеспособности, введение отдельных норм для малого и крупного бизнеса.
Олег Барков, девелопер:
Несмотря на всю противоречивость нынешней ситуации, интуиция мне подсказывает, что следующий президентский срок Путина будет посвящен раскрепощению предпринимательского духа, повышению эффективности работы всех государственных механизмов и усилению внутренней свободы в истинном понимании этого слова, в том числе в экономике.
Для России это единственный способ достойно выдержать внутреннее давление, которое накапливается в последнее время, и доказать свое право на собственное мнение и собственную модель развития в этом мире. "На любые санкции ответ один — больше свободы" — это еще вице–премьер Игорь Шувалов сказал, когда ввели первые санкции против нашей страны. Полностью с ним согласен.
Игорь Водопьянов, управляющий партнер УК "Теорема":
Я сейчас на лыжах катаюсь, отвечать на ваши вопросы смогу в понедельник.
Эдуард Захрабеков, президент фармацевтического холдинга "БСС":
В планах дальнейшего развития "БСС" на ближайшие 6 лет — расширение производственного направления деятельности, а также развитие дистрибуции онкологических препаратов, энтерального питания и орфанных препаратов. Планы по выходу на IPO сохранились. На данный момент идет подготовка. Что касается отрасли, согласно стратегии "Фарма 2020" основной упор будет на локализации и развитии отечественного производства. Изменения коснутся в том числе и розничного направления: я ожидаю переосмысления классической модели аптеки, развития интернет-торговли. Со своей стороны, мы уделяем особое внимание законопроектам, связанным с торговлей в Интернете.
Руслан Кисс, владелец агропромышленного холдинга "Усачевское подворье":
Пока не совсем понятно, как мы будем жить дальше, но думаю, что у нас начнется период глубокой стабильности. Правда, пока не совсем понятно, что у нас от этой стабильности будет болеть больше — голова или что-то другое. Думаю, ясность наступит, когда вновь избранный президент огласит новые указы в дополнение к невыполненным майским указам 2012 года. И тогда жизнь страны наполнится смыслом.
Роман Константинов, руководитель и совладелец группы компаний "Эко-безопасность":
Посылы, которые последнее время исходят от правительства РФ, вполне позитивны для отечественного здравоохранения: развитие профилактики заболеваний, информатизация в медицине, увеличения доли ГЧП во всех сферах, в том числе и в медицине. Они полностью совпадают с принципами работы нашей группы компаний. Особенно по вопросам профилактики. Мы считаем, что надо переходить от медицины лечения болезней к медицине их предупреждения. Если говорить о рисках, то стоит отметить, что медицинский бизнес всегда относился к низкомаржинальным. Понимая это, правительство сделало для медицинских организаций нулевой налог на прибыль и нулевой НДС. Но в 2019 году налоговая льгота закончится, и работать станет гораздо труднее.
Владимир Прибыткин, председатель совета директоров АО "Банк "ПСКБ":
В последние месяцы деловой мир замер в ожидании выборов, знакового события и возможных перемен, которые могут последовать за ним. На мой взгляд, глобальных изменений в направлении развития экономики не произойдет. Имеющиеся сейчас такие тренды, как развитие цифровой экономики, человеческого капитала и технологий, еще долго останутся актуальными. На банковский бизнес влияет большая совокупность факторов как экономических и политических, так и правовых и социальных. Сейчас наблюдается тенденция на стабилизацию российской банковской системы. Россия нуждается в качественных банках, независимо от их масштаба и доли на рынке. В этой ситуации АО "Банк "ПСКБ" чувствует себя комфортно и следует в ногу со временем, внедряя новые банковские продукты и развивая электронные технологии.