По итогам 2017 года Россия сохранила позиции в пятерке стран по наибольшему числу загрузок мобильных приложений. В целом российские пользователи потратили на них около $500 млн, львиную долю рынка занимают траты на мобильные игры. Но россияне не только играют: в приложениях проходит 54% мобильных продаж ретейлеров.
В 2017 году пользователи из России потратили на мобильные приложения $580 млн в магазинах Google Play, App Store и Android-магазинах, говорится в ежегодном отчете аналитического агентства App Annie. По оценкам агентства "Рустелеком", суммарные траты россиян на приложения составили около $500 млн без учета затрат на рекламу.
По тратам в Google Play Россия замыкает первую десятку, в App Store у страны 12-е место. За 3 года траты россиян на мобильные приложения выросли на 65%. При этом в топ-20 приложений по загрузкам присутствуют 11 российских сервисов, а доля загрузок приложений местных разработчиков превышает 24%. Пользователи стали охотнее платить за интересные и удобные сервисы, и рынок приложений РФ вместе с онлайн-магазинами набирает обороты на фоне падения покупательной способности россиян.
Впервые в десятке
По итогам минувшего года Россия впервые вошла в десятку крупнейших стран по объему трат пользователей на приложения в Google Play. В 2016 году страна занимала 11-ю строчку этого рейтинга. В магазине приложений для iOS App Store Россия сохраняет 12-е место. По количеству загрузок приложений Россия уступает только Китаю, Индии, США и Бразилии. Всего в 2017 году в мире пользователи скачали приложения 175 млрд раз, в России — 4,3 млрд раз. По оценке App Annie, среднее время, которое проводит ежедневно российский пользователь в приложениях, в 2017 году выросло на 10%, до 139 минут.
Суммарно в магазинах приложений россияне за прошедший год потратили $580 млн против $420 млн в 2016 году. Самыми динамичными категориями в России стали "напитки и еда" (рост на 100%), e-commerce (50%), "здоровье и фитнес" (40%), "спорт" и "финансы" (по 35%). В целом в мире расходы потребителей на приложения в прошлом году составили $86 млрд. Лидерами рейтинга по тратам в Google Play были Япония, США, Южная Корея, Германия и Тайвань, а в App Store — Китай, США, Япония, Великобритания и Южная Корея.
"Последние 2 года ведущие страны показывают двузначный рост расходов потребителей. Генератор доходов Китай ожидаемо стал крупнейшим рынком по потребительским расходам, и темпы роста в стране продолжают ускоряться. Мы предполагаем, что подобная тенденция повторится и в других формирующихся экономиках — в России, Бразилии и Юго-Восточной Азии", — отмечается в отчете App Annie.
В структуре российского рынка мобильных приложений львиная доля приходится на игры, отмечается в итоговом отчете "Рустелекома". Так, в 2017-м на долю игр пришлось 62,3% всей выручки. При этом доля игр медленно снижается: в 2015-м, например, на них приходилось 69% выручки. Самая кассовая игра 2017-го — Vikings: War of Clans, которая за минувший год собрала в России более $16 млн. "Этот рынок растет. И в деньгах, и в загрузках. Покупательная способность населения падает, рынок сотовой связи в лучшем случае стагнирует, однако на этом фоне российский рынок мобильных приложений чувствует себя вполне удовлетворительно", — отмечает глава агентства Юрий Брюквин.
Где сидят россияне
По числу скачиваний в России, как и год назад, лидирует сервис WhatsApp, далее в рейтинге — соцсеть "ВКонтакте" и мессенджер Viber. Мобильный банк "Сбербанк Онлайн" на четвертом месте, замыкает первую пятерку доска объявлений "Юла". Другие приложения российских разработчиков в топе загрузок— Avito, "Яндекс.Браузер", "Одноклассники", Joom, поиск "Яндекса", "Яндекс.Такси", "Яндекс.Навигатор" и "Мой МТС".
По количеству активных пользователей в месяц первую строчку занимает все тот же WhatsApp, на втором месте — Viber, на третьем — "ВКонтакте". "Сбербанк Онлайн" сохраняет свои позиции и по числу активных пользователей. Последний в пятерке популярных у пользователей сервисов — Instargam. В пятерке самых доходных приложений в отчете App Annie заявлены продукты Mail.Ru Group ("Вконтакте", "Одноклассники"), музыкальный сервис "Яндекса" и "Литрес", а также InterActive Corp. из США (развивает приложение Tinder) и Badoo из Великобритании.
Аналитики App Annie также отмечают произошедший уже в феврале 2018 года резкий всплеск числа загрузок интернет-магазина китайских товаров Pandao, разработанного Mail.ru Group. Еще одним успешным приложением из России стал вологодский создатель мобильных игр Playrix. В глобальном рейтинге компаний по доходам в Google Play в категории "игры" компания заняла 10-ю строчку.
Отдельно в отчете упоминается мессенджер Telegram, который в десятку по числу загрузок не попал. В отчете "Рустелекома" мессенджер Павла Дурова по этому показателю занял шестую строчку. Аналитики App Annie отметили, что за последние 2 года общемировой MAU (monthly active users — активные пользователи в месяц) этого сервиса вырос на 75%. По мнению экспертов, это произошло за счет шифрования сообщений, скорости работы сервиса и "приверженности компании некоммерческому подходу", несмотря на перенасыщенность в категории соцсетей и мессенджеров.
Смартфонизация трат
На фоне стагнации аудитории интернет-пользователей в России впечатляющими темпами прирастает аудитория на мобильных устройствах. По итогам 2017 года она составила 67 млн человек. Как отмечает GFK Russia, все чаще мобильное устройство сегодня является единственной платформой для доступа пользователей в Интернет. Так, 16 млн россиян в возрасте от 16 лет и старше (13,2%) пользуются Интернетом только на мобильных устройствах. Выше всего доля "только мобильных" пользователей — среди молодежи до 30 лет (18,4%), а также в сельской местности (16,4%).
Популярность мобильных устройств прямо сказывается на трансформации каналов продаж. По данным агентства Criteo, в России в приложениях совершается 54% всех мобильных продаж ретейлеров, имеющих как мобильный сайт, так и приложение. Глобально рекламодатели отметили, что количество сделок в приложениях увеличилось на 50% по сравнению с прошлым годом. Всего доля in-app транзакций составила 46% в IV квартале 2017 года. В целом 20% всех продаж через ПК в России совершаются после клика с мобильного устройства. Наибольшая доля мобильных покупок наблюдается в категориях "игрушки и гаджеты" (42%), "здоровье и красота" (38%) и "дом и сад" (29%).
Рынок мобильных приложений пока едва заметен на фоне оборота электронной торговли. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2017 году объем этого рынка мог составить 1,15 трлн рублей (около $19,7 млрд по средневзвешенному курсу за год) против $580 млн на рынке приложений. Последний между тем сохраняет высокие темпы роста, а фундаментальных причин для роста ретейла нет. Как отмечается в отчете Data Insight, все предыдущие факторы роста практически исчерпаны и в текущих условиях и интернет-торговля сейчас зависит больше от роста экономики, чем от фактора перетока клиентов из традиционного ретейла.