15:1119 марта 201815:11
713просмотров
15:1119 марта 2018
Один из мировых лидеров по производству сигарет Japan Tobacco Inc. покупает за $1,6 млрд "Донской табак" Ивана Саввиди, четвертую на российском табачном рынке компанию.
Данная сделка – яркий пример того, когда стратегия бизнеса выше "простой", математической экономики.
По финансовой отчетности, возможно, приобретать такой актив задорого – нерационально. Но это в том случае, если вы чисто финансовый инвестор, максимизирующий свои доходы на доллар вложений. И, в принципе, вам без разницы, что по сути представляет собой данный актив.
Здесь же расклад иной.
Во-первых, покупают японцы. Это уже говорит о том, что сделка нацелена не на кратко- или даже среднесрочные перспективы. Японцы мыслят в бизнесе десятилетиями. И цифры из отчетов МСФО конкретного года их мало интересуют.
Во-вторых, покупает профильная, табачная корпорация. Значит, их мало беспокоит текущая экономическая эффективность "Донского табака". Корпорацию интересует конкурентная борьба в отрасли, а таким ходом они сильно в ней укрепляются. Плюс точно есть цепочки добавленной стоимости, куда ростовскую фабрику встроят и ее показатели повысятся.
В-третьих же, есть впечатление, что японцы покупают не только для российского рынка и не столько для него. Фабрика в южном регионе с хорошо поставленной логистикой, достаточно высоким качеством продукции, но относительно низкой себестоимостью производства будет отличной площадкой для экспорта в Восточную Европу, на Ближний Восток и даже в Африку.
Есть, думаю, стратегическая составляющая и в действиях "Агрокома" (это кроме того, что его владелец Саввиди станет долларовым миллиардером). Насколько мне известно из взаимодействия с рядом компаний этого холдинга, он сейчас стоит перед стратегическим выбором – как развиваться дальше: за счет каких продуктовых направлений и в каких регионах. Например, выводить ли свои мясные бренды на федеральный уровень либо остаться крепким региональным производителем. Первый вариант, теоретически более лакомый, наталкивался пока на недостаток ресурсов. Второй же, более спокойный, несет в себе риски того, что федеральные сети могут задавить и в домашнем регионе.
Теперь же, возможно, мы наблюдаем, как "Агроком" сосредотачивается (в том числе финансово) для рывка на федеральный уровень.