Торговый дом "Вимос" будет открывать аптеки при своих стройбазах. Растущий объем аптечного рынка привлекает на него новых игроков.
В течение 3 лет ТД "Вимос" (сеть строительных гипермаркетов в Ленобласти) откроет 25 аптек под собственным брендом на территории своих строительных гипермаркетов, рассказал "ДП" Владимир Гурьев, президент ТД "Вимос". По его словам, первая аптека уже начала работу во Всеволожске на территории комплекса "Вимос" на Колтушском шоссе.
Всего под управлением компании находится 42 базы и три распределительных центра. В развитие строительной розницы компания вложит 700 млн рублей в этом году. Средний объем инвестиций в одну аптеку составит около 3 млн рублей. Заведения будут работать в формате аптеки с закрытой выкладкой, ассортимент — более 2 тыс. наименований, площадь пункта — 50–60 м2. Владимир Гурьев рассчитывает окупить новое направление за 2,5–3 года.
"Для нас это диверсификация бизнеса, дополнительный трафик и социальный проект. Аптеки будут работать в эконом– и средней ценовой категории", — отмечает Владимир Гурьев.
Растут все
Новичков привлекает растущий рынок: если на походах к врачу потребители экономят, то от покупки лекарств не отказываются. По итогам 2017 года розничный рынок лекарственных препаратов Петербурга вырос на 12,6% в денежном выражении и составил 50,7 млрд рублей, подсчитали специалисты RNC Pharma. Игроки рынка отмечают, что средний чек тоже растет.
В этом году развитие запланировали и лидеры рынка. Аптечная сеть "Алоэ" (входит в холдинг "БСС") в прошлом году приросла на 80 аптек и теперь насчитывает более 260 точек по всей стране. В СЗФО компания открыла 33 аптеки, довела сеть до 96 аптек и в этом году сохраняет планы по органическому росту.
ГК "Эркафарм" в 2017 году открыла 106 новых аптек, 22 из которых расположены в Петербурге и Ленобласти. В СЗФО сеть управляет 290 аптеками под брендами "Озерки", "Доктор Столетов", "Первая помощь" и "Радуга". Основной фокус развития компании в 2018 году — Ленобласть и крупные города СЗФО.
До 50 аптек планировала довести сеть к концу года компания "Неофарм" (сети "Неофарм" и "Столички"). Взрывной рост продемонстрировала федеральная "Мега фарм", у которой по итогам года было 80 аптек в Петербурге.
Аптечная сеть "Удачная" (23 аптеки в Петербурге) в прошлом году открыла две точки, в 2018–м компания продолжает искать помещения и намерена запустить еще две–три аптеки. По мнению заместителя гендиректора "Удачной" Олега Антонова, федеральные и региональные сети успешно конкурируют с петербургскими сетями в первую очередь по цене. "У них есть большие финансовые возможности, новые игроки могут себе позволить низкие цены, но позже наверняка их будут поднимать", — прогнозирует Олег Антонов.
Новосибирская сеть "Мелодия здоровья" насчитывает 27 аптек в Петербурге и Ленинградской области. В начале этого года компания купила петербургских игроков "Горные вершины" (три торговые точки) и сеть "Доступная" (10 аптек).
Под своим брендом "Мелодия здоровья" в прошлом году открыла четыре аптеки в Петербурге и области и ищет помещения, рассматривая и покупку других аптечных сетей города. "Укрупнение аптечной розницы будет продолжаться и дальше, пока не упрется в ограничение ФАС", — прогнозирует Павел Расщупкин, директор по аналитике RNC Pharma.
Долгожданный локомотив
Аптечная отрасль ожидает легализации онлайн–торговли, которая может стать заметным драйвером роста рынка.
По данным Ассоциации компаний интернет–торговли, с большой долей вероятности дистанционная торговля лекарствами будет разрешена к концу года. Так, ГК "Эркафарм" в 2017 году запустила проект интернет–бронирования лекарств с возможностью забрать их в ближайшей аптеке. Сейчас доля данного канала в структуре продаж достигает 10% (200 млн рублей в месяц). В то же время игроки видят много рисков нового направления. "Они касаются вопросов хранения, доставки лекарственных препаратов и контроля за этим", — говорит директор "Мелодии здоровья" Дмитрий Корсаков. Гендиректор сети "Алоэ" Глеб Данилов указывает на необходимость следить за тем, чтобы интернет–аптеки не стали источником контрафакта. В "36,6" считают, что онлайн–канал не должен иметь приоритеты перед обычными розничными каналами продаж, то есть правила, действующие при продаже в аптеке, должны соблюдаться при продаже через сайт.
Автор: Елена Домброва, Наталья Модель, Александра Конфисахор
“
Как ни крути, главным фактором в этом году будет рост или снижение реальных доходов населения. Остальное зависит от работы каждой отдельной сети, в первую очередь ее ценовой и ассортиментной политики. Для нас главным критерием является рентабельность точек. Какие–то точки будут закрываться, какие–то будут открываться в новых, более перспективных локациях. На 1 января у нас было 199 точек в Петербурге и 37 точек в Ленобласти. Около 130 из них — это бывшие аптеки "Фармакор", которые в сентябре стали нашей франшизой и были перебрендированы в "ГОРЗДРАВ". Это аптеки–дискаунтеры, приоритетный для нас бренд, и этот формат, на наш взгляд, сейчас наиболее востребован в Петербурге и области.
Алексей Киселев–Романов