В Петербурге увеличивается число долларовых миллионеров. Это вселяет оптимизм в игроков рынка товаров класса люкс, который после 3 лет спада впервые показал рост.
В Петербурге в 2017 году число долларовых миллионеров выросло по сравнению с 2016 годом на 25%, сообщается в ежегодном отчете Knight Frank о распределении благосостояния в мире.
Так, число долларовых миллионеров (состояние более $1 млн) составило 13 тыс., мультимиллионеров (более $10 млн) — 710 и ультрахайнетов (свыше $30 млн) — 380. По прогнозам агентства, до 2026 года количество ультрахайнетов в Петербурге увеличится до 570 человек.
Увеличение состояний богатейших людей — общероссийский тренд. Как результат в 2017 году российский рынок люксовой одежды и обуви после 3 лет спада и стагнации показал рост на 3%, до 236,5 млрд рублей, подсчитало агентство Fashion Consulting Group.
"Люкс устойчивее других сегментов. Если в 2015 году наблюдалась отрицательная динамика минус 9% в рублях, то в конце 2016 года рынок стабилизировался и прибавил 1%. Тенденция к росту, очевидно, продолжится, хотя к докризисному объему возвращения уже не будет", — говорит генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак–Клейманс.
Камни и бриллианты
Доля премиального сегмента fashion–рынка составляет 10%, и в 2014–2016 годы она не изменилась, в то время как доля нижнего ценового сегмента за этот период выросла с 51 до 65%.
Крупнейший мировой производитель предметов роскоши LVMH отмечает, что в России, в отличие от Европы, США и Азии, за время кризиса произошли глубокие изменения потребительского поведения. Например, стало меньше импульсивных покупок, и нет уже того демонстративного потребления, которое было свойственно россиянам 10 лет назад.
"Все бренды в России замедлили продажи в 2015–2016 годах, однако в 2017 году результаты были вновь хорошие", — отмечают в LVMH. Например, один из брендов конгломерата — модный дом Bulgari (торгует украшениями, часами, сумочками и парфюмом, входит в LVMH) — в 2017 году вырос по сравнению с 2016 годом на 30%.
Bulgari более 10 лет присутствует на российском рынке. Ранее бренд был представлен через компанию Mercury, но с 2015 года работает самостоятельно: компания имеет два собственных магазина в Москве, а в феврале этого года с помпой открыла свой первый бутик в Петербурге на Невском проспекте.
В Bulgari отмечают, что покупательский трафик немного сократился, но при этом продажи выросли.
"Прекрасно начался 2018 год, поэтому мы на позитивной волне. Мы все–таки в меньшей степени подвержены кризисным колебаниям рынка, в отличие, например, от рынка одежды", — говорят в Bulgari.
Управляющий директор старейшего универмага Петербурга ДЛТ, в котором представлены лакшери–бренды, Ник Хилл говорит о том, что начиная с открытия универмага после реконструкции в 2012 году компания наблюдает постоянный рост трафика, так как с каждым сезоном значительно расширяется ассортимент и количество брендов и, соответственно, растет количество чеков. "Рынок становится активнее, большее количество иностранных брендов желают быть представленными в ДЛТ, а покупатели становятся увереннее в своем выборе", — говорит Ник Хилл.
Представители петродворцового часового завода "Ракета", производящего механические наручные часы лакшери–сегмента, считают, что кризис стал катастрофой для России в целом, так как фактические доходы россиян из–за девальвации резко сократились.
"В конечном итоге продажи в евро таких премиальных брендов, как Louis Vuitton, Chanel и Hermes, упали на 70%. В то же время продажи "Ракеты" в рублях снизились на 10%, несмотря на то что нам пришлось работать вдвое больше. Кризис в России коснулся всех, за исключением, конечно, оборонной промышленности. Но, к счастью, экономические показатели свидетельствуют о том, что ситуация улучшается", — рассказали "ДП" на часовом заводе "Ракета".
Впервые за 10 лет
В 2017 году в России свои первые магазины открыли более 20 международных fashion–брендов, среди них Aquazzura, L.?K. Bennett, Mandarina Duck, Mauboussin, Zanellato, Zlocci, Ahimsa, High by Claire Campbell, Peter Kaiser, Mirdada и другие.
Из них около 50% — это итальянские компании, подсчитали в Fashion Consulting Group. Причем некоторые из этих брендов какое–то время назад работали в России, но по франчайзингу, а теперь спустя время вышли на рынок самостоятельно.
Владельцы часового завода "Ракета" тоже пришли к выводу, что экономически выгоднее открывать собственные монобрендовые магазины, так как в них продажи выше, чем в корнерах, расположенных в партнерских бутиках, и стали с 2017 года развивать собственную розницу.
Эксперты отмечают, что в 2017 году на рынок не вышла ни одна глобальная сеть, работающая в сегменте масс–маркет. Большая часть открытий в fashion–сегменте — это магазины, работающие в ценовой категории "средний плюс".
"Премиальный сегмент потребления в периоды экономических потрясений имеет свои преимущества, так как капиталы консолидируются у крупных компаний и богатые богатеют", — резюмирует Анна Лебсак–Клейманс.
“
Наш завод пережил многое: революцию 1917–го, блокаду Ленинграда, распад СССР. Мы не только выжили в кризис 2015–2017 годов, но и улучшили качество продукции, начали открывать собственные монобрендовые магазины. Если кризис нас не убивает, то делает сильнее. Наша цель номер один — перестать нести убытки, номер два — найти 5 млн евро инвестиций, номер три — укрепить позицию бренда "Ракета" в мире. Несмотря на то что наши часы все чаще покупают иностранцы, нашим приоритетом все же остается Россия.
Жак Фон Полье
креативный директор петродворцового часового завода "Ракета"
“
Наш покупатель стал более внимательно относиться к своим покупкам. Уже нет тех широких жестов, которые делались несколько лет назад. Серьезно сократился средний чек. Сложными были 2016–2017 годы. Но сейчас наметилась некая оттепель, видимо, потребители соскучились по тем покупкам, которые они делали ранее, и ищут что–то особенное. Многие ювелирные дома, с которыми мы работаем, в кризис выпустили демократичные коллекции и предлагают больше повседневных украшений.
Ирина Строна
генеральный директор ювелирного дома Gold Union