"ДП" обнаружил, что за 2016 год предприятия, собственником которых через цепочку юридических лиц, судя по всему, является государство, перечислили на счета партии "Единая Россия" около 1 млрд рублей. Согласно закону о политических партиях, компании, находящиеся во владении у государства, не имеют право жертвовать деньги политическим объединениям.
"Единая Россия" — крупнейшая партия в России, имеющая большинство в Думе и во всех без исключения региональных парламентах страны. Это также самая богатая политическая структура — ее бюджет в 2016 году составил 8,2 млрд рублей, что равняется бюджету Иркутска и гораздо больше бюджетов Костромы, Владимира или Смоленска. Сразу поясним: мы анализировали финансы партии за 2016 год, так как за прошлый год данные пока не опубликованы.
У партии два источника финансирования — пожертвования от частных и юридических лиц и поступления из федеральной казны. Дело в том, что, согласно закону, партии, которые набрали более 3% на выборах в Госдуму, получают из государственного бюджета поддержку — по 152 рубля за каждый голос. "Единая Россия" получила за счет госфинансирования более 3,6 млрд рублей.
Еще чуть больше 0,5 млрд рублей принесли членские взносы и доход от деятельности. Самый весомый вклад в богатство "Единой России" совершили жертвователи, которые прислали партии более 4 млрд рублей. Из этих 4 млрд рублей 150 млн прислали физические лица. Все остальное — пожертвования 619 компаний, но почти 3 млрд из общей суммы прислали только сто из них. Сумма взносов варьируется от 10 млн до 43,3 млн рублей — максимально разрешенный по закону взнос от одного юридического лица.
"ДП" внимательно изучил список жертвователей и выяснил, что одними из основных спонсоров единороссов остаются компании, связанные с государством. Стоит отметить, что, согласно закону "О политических партиях", в статье 30, пункте 3, довольно подробно прописано, от кого именно не допускаются пожертвования политической партии и ее региональным отделениям. В этом списке есть ГУПы, МУПы, а также юридические лица, которыми более чем на 30% владеет государство — Российская Федерация, регионы или муниципалитеты.
Примерно два десятка компаний, которые через цепочку юридических лиц, можно сказать, принадлежат государству, перевели единороссам около 1 млрд рублей. Например, Екатеринбургская электросетевая компания (ЕЭСК) отправила партии 43 млн рублей. 15% акций ЕЭСК принадлежит МУП "Муниципальные электрические сети". Оставшиеся 85% в собственности у принадлежащей министерству по управлению госимуществом Свердловской области ОАО "Свердловэнерго". То есть, судя по всему, конечным собственником компании без каких-либо примесей частного бизнеса является государство.
В "Единой России" не смогли прокомментировать ситуацию. Во время последнего разговора с корреспондентом "ДП" сотрудник пресс-службы лишь сообщил, что "партийные юристы изучают ситуацию".
Невзирая на убытки
Еще более удивительным выглядит тот факт, что компании с государственным участием умудряются спонсировать "Единую Россию" суммами, значительно превосходящими их годовую прибыль.
Так, например, АО "Завод РЭТО", контролирующееся Росимуществом, пожертвовало 43,3 млн рублей. При этом предприятие, согласно данным системы СПАРК, в 2015 году получило прибыль 7,1 млн рублей, а в 2016 году — убыток, составивший 90,1 млн. Аналогичная ситуация и с АО "Москабельэнергоремонт". Принадлежащая Росимуществу фирма получила убыток в 2015 году 44,6 млн рублей, а в 2016-м — небольшую прибыль 1,1 млн, но при этом смогла пожертвовать партии 43,3 млн рублей. АО "Мособлгидропроект" также принадлежащее Росимуществу, внесло 41,7 млн, при этом в 2015 году чистая прибыль составила 18,2 млн рублей, а в 2016 году — 4,2 млн. И таких госкомпаний, которые вкладывают в партию в разы больше собственного заработка, довольно много.
При этом в январе 2016 года контрольно-ревизионное управление президента проверило эффективность работы госкомпаний и пришло к выводу, что существенную прибыль приносят лишь 12 из 1700 фирм с государственным участием, сообщали "Ведомости", ознакомившиеся с документом. Кроме того, 210 из них работают в убыток, который в 2015 году составил 36 млрд рублей.
В Росимуществе любезно сообщили, что "если компания входит в "спецперечень акционерных обществ, утвержденный распоряжением правительства Российской Федерации", то фактически вопрос о распределении прибыли находится под контролем правительства, а если государственная компания "не включена в спецперечень, то вопрос о распределении ее прибыли должен рассматриваться правительством, но в случае разногласий Росимущество имеет право принимать решение самостоятельно". Из ответа получается, что ответственным за это выступает правительство, возглавляемое Дмитрием Медведевым, который, кстати, с 26 мая 2012 года является председателем партии "Единая Россия".
"Контроль поступления денежных ресурсов в политические партии достаточно жесткий. При этом совершенно очевидно, что для деятельности партии нужны существенные средства. Последние 3-4 года для зачисления денег используются сложные схемы с участием фондов поддержки на местах и аффилированных бизнес-структур, но, как правило, всегда имеются или находятся организации, которые в состоянии закрыть все вопросы по финансированию без нарушений и прямых транзакций. Если в тот же самый фонд поддержки загнать деньги из государственной компании, он в течение года потом не сможет перечислять деньги в партию", — рассказал политический юрист Антон Рудаков.
Путевые переводы
Кроме финансовых вливаний госкомпаний на счета партии немало денег перевели структуры, предположительно связанные с РЖД. По 43 млн рублей единороссам выдали ООО "ОСК 1520", ООО "Рэйлтех", ООО ПКП "Мобойл", ООО "УК БСМ", и 37 млн рублей поступило от ООО "Глобалсвязь". Все эти компании так или иначе связаны либо с Алексеем Крапивиным, чей отец был советником экс-главы РЖД Владимира Якунина, либо с бизнесменами Валерием Маркеловым и Борисом Ушеровичем — партнерами Крапивина-старшего.
Например, после того как Якунин ушел из РЖД, группа "1520" продолжила сотрудничество с железнодорожной монополией — "Росжелдорпроект", где 75% принадлежит группе "1520". Компания получила от РЖД два подряда почти на 230 млрд рублей и заслуженно была названа прессой королем госзаказа.
Конечно, "Единой России" помогают компании, связанные с ней напрямую. Например, максимально логичным выглядят 43 млн рублей, перечисленные Томской домостроительной компанией. Ее директор и один из совладельцев, Александр Шпетер является членом "Единой России" и с 2007 года регулярно избирается депутатом в Томскую думу. Последний раз это произошло в 2016 году. Или фонд "Возрождение Прикамья", связанный с партией власти через депутата Законодательного собрания Пермского края Виктора Баранова, выделил 30 млн рублей. Встречаются в списке жертвователей бывшие фонды поддержки партии власти, которые по всей стране создавали в начале нулевых годов, когда "Единая Россия" еще только набирала силы. Позже федеральный закон запретил использовать в названии фонда наименовании действующей политической партии, но большинство просто сменили название, формально открестившись от единороссов, а фактически продолжая им помогать. Яркий пример — пожертвовавший 38,5 млн рублей Нижегородский фонд поддержки регионального сотрудничества и развития, раньше называвшийся нижегородским фондом поддержки всероссийской партии "Единая Россия".
Однако, к большому удивлению, лишь четверть компаний из первой сотни жертвователей — это структуры, которые прямо связаны с партией. Они выделили единороссам меньше денег, чем предприятия, связанные с государством, — меньше 0,5 млрд рублей.
Еще есть целый ряд частных компаний, не имеющих госучастия и очевидных связей с властью, но жертвующих "Единой России" десятки миллионов рублей при очень маленькой чистой прибыли. Например, ООО "Охрана "Русал", которая отправила единороссам 20 млн рублей, в отчетах о чистой прибыли указывает убыток 2 млн рублей. Или компания "Трансэнерго", пожертвовавшая партии 21 млн рублей, согласно отчетам, за год заработала 498 тыс. рублей. Даже 52 выигранных госконтракта общей стоимостью 1,5 млрд рублей не помогли компании подтянуть показатель прибыли. В первой сотне не меньше десятка таких компаний, а их суммарный вклад в капитал партии составляет чуть меньше 200 млн рублей. В нескольких таких компаниях никто попросту не снимает трубку.