Владимир Малышев, экс–управляющий петербургским филиалом ВТБ, судя по всему, возвращает свои активы, обанкротившиеся в результате отзыва лицензии у Мастер–Банка. Неизвестный предприниматель Никита Куликов скупает ранее подконтрольные экс–банкиру проекты и их долги.
Покупка с дисконтом
В 2013 году Мастер–Банк лишился лицензии и перешел под управление Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Оно же запустило процедуру взыскания долгов с ряда компаний, связанных с Владимиром Малышевым и его партнером, владельцем компании "Лидер Фреш" Михаилом Дудиным. Косвенные связи между компаниями и этими бизнесменами прослеживаются по СПАРК, хотя оформлены они на других предпринимателей, связи подтверждают и участники рынка. Как ранее сообщал "ДП", они набрали в банке кредитов на 10,8 млрд рублей.
По данным единого федерального реестра (ЕФРСБ), имущество обанкротившегося ООО "Прогресс", которое строило коттеджный поселок Петровские сады во Всеволожском районе, выкупило ООО "Сосновое" за 80 млн рублей (при первоначальной стоимости на торгах 360 млн рублей и оценочной стоимости 528 млн рублей). Речь идет о 566 участках общей площадью около 53 га земли. Ранее ООО "Сосновое" выкупило у АСВ право требования долга к ООО "Прогресс", которое, судя по данным Арбитражного суда, составляет 1,2 млрд рублей.
ООО "Сосновое" принадлежит Никите Куликову. В 2017 году подконтрольные ему и его партнеру Анатолию Кухаренко ООО "Агрокультура" и ООО "Флора" выкупили у АСВ право требования долга обанкротившихся тепличных комплексов ООО "Северная мечта", ООО "Эврика" и ООО "Премьер" на сумму 6,1 млрд рублей. Источники "ДП" сообщали, что за этой сделкой стоят бывшие собственники проектов Владимир Малышев и Михаил Дудин.
Размер дисконта при выкупе права требования долга определяется в переговорах и может достигать 90–95%, если, например, банк списал кредит с баланса, так как перспективы вернуть его нет, говорит управляющий партнер Peregrine Capital Николай Габышев. У Владимира Малышева комментарии получить не удалось: в принадлежащем ему БЦ "Авантаж" сообщили, что его на месте нет, вопрос ему передадут. Александр Куликов, отец Никиты Куликова и его бизнес–партнер, сказал, что ничего не знает.
История банкротства
Помимо ООО "Прогресс" Мастер–Банк кредитовал застройщика поселка класса De Lux в Зеленогорске ООО "Мариньи", девелопера коттеджного поселка Пять холмов под Всеволожском ООО "Развитие", а также тепличные комплексы — ООО "Эврика", ООО "Премьер", ООО "Северная мечта". После отзыва лицензии у банка эти заемщики начали банкротиться, их имущество выставлено на торги или осталось за кредитором.
В таких случаях разыгрывается известный сценарий, условием является административный ресурс в госорганах или банке, поясняет Андрей Комиссаров, руководитель коллегии адвокатов "Комиссаров и партнеры". "Взятые в кредит средства расходуются и попадают к конечному бенефициару. Затем компания банкротится, а кредитор право требования долга переуступает дружественному банкроту юрлицу. Уступка происходит с дисконтом, иначе возврат активов не выгоден. Такая сделка не может произойти без согласия банка. Ключевую роль играет административный ресурс, иначе обеспеченную залогом дебиторскую задолженность просто не выкупить за полцены. Бенефициар же возвращает активы с относительно небольшими затратами", — говорит он.