Иностранные владельцы старейшего Петродворцового часового завода "Ракета" готовы продать 20% долей компании в обмен на инвестиции в развитие сети монобрендовых бутиков.
Группа компаний "Петродворцовый часовой завод "Ракета" радикально изменила свою стратегию продаж, сделав ставку на собственные монобрендовые магазины. Первый экспериментальный бутик завод открыл летом прошлого года на Тверской в Москве, в декабре 2017 года — в Петербурге в универмаге Au Pont Rouge, а в марте этого года — в центре Екатеринбурга. Следующее открытие состоится в ближайшее время в Москве в деловом центре "Москва-Сити". Средний объем инвестиций в открытие одного бутика (20-30 м2) составляет несколько миллионов рублей без учета товарных запасов.
"Мы решили не надеяться на ретейлеров, которые продают нашу продукцию, а открывать собственные монобрендовые бутики, где хорошо обученный персонал профессионально расскажет о нашем бренде. В мультибрендовых магазинах, где продается наша продукция, продавцы объясняют очень плохо", — пояснил совладелец ГК "Петродворцовый часовой завод "Ракета", креативный директор Жак фон Полье.
Риск — дело благородное
Владелец завода поясняет, что вложения в собственную розницу были рискованными, так как могли не окупиться. Для компании, работающей в убыток (с 2010 года, когда убыточный завод приобрели иностранцы Дэвид Хендерсон–Стюарт и Жак фон Полье, он так и не вышел в прибыль), это было бы особенно проблематично. По словам Жака фон Полье, часовой бутик Sublime, расположенный в ГУМе (продает премиальные часы разных брендов), в лучшем случае продает около 10 "Ракет" в месяц, в слабые месяцы — пять-шесть штук. Такой объем продаж неприемлем для бутика, так как это однозначно работа в минус. Зато инвестиции в магазин на Тверской окупились за первый месяц.
"Нам повезло, что в первый месяц работы на Тверской, где очень дорогая аренда, окупились вложения в аренду, ремонт и депозит. Это был очень позитивный знак для нас. Мы поняли, что нами принята правильная стратегия — надо иметь монобренды и перестать работать с мультибрендовыми точками продаж", — говорит Жак фон Полье.
Затраты в петербургский бутик окупились тоже очень быстро. В ближайшие полгода "Ракета" планирует открыть еще несколько монобрендов в крупных российских городах и думает об открытиях в крупнейших городах Европы.
Цена европейской экспансии
Полгода назад партнеры владельцев завода открыли в Париже бутик под вывеской "Ракета" на Place Vandome и тоже довольны продажами. Это одно из самых дорогих мест в городе, на этой площади расположено множество бутиков. Самостоятельно открыть бутик в Париже компания не смогла из-за отсутствия средств. Сейчас для дальнейшего развития собственной розницы, в том числе за рубежом, владельцы ПЧЗ ищут инвестора, готового вложить 5 млн евро в обмен на 20% долей компании.
Завод производит продукцию под двумя брендами — более демократичные по цене наручные кварцевые часы "Победа" (средняя стоимость — 10 тыс. рублей) и механические часы "Ракета" (средняя стоимость — 38 тыс. рублей).
Консолидированную выручку группы компаний "Ракета" ее владельцы не разглашают. В СПАРК видна финансовая отчетность только одного юрлица группы — ООО "Петродворцовый часовой завод "Ракета". Его выручка в 2016 году составила 54,2 млн рублей, а чистая прибыль — 13,8 млн, 2012-2014 годы были убыточными.
Примечательно, но лакшери-рынок в России также пострадал в кризис 2014-2015 годов. После 3 лет спада и стагнации рынок товаров класса люкс (без учета ювелирных украшений и часов) начал показывать положительную динамику начиная с 2016 года и постепенно набирать темпы в 2017-м. Как ранее отмечали в Fashion Consulting Group, объем российского рынка люкс в 2017 году вырос на 3%, так же как и fashion-индустрия в целом, и составил 236,5 млрд рублей. Тенденция к росту, очевидно, продолжится, хотя к докризисному объему возвращения уже не будет (в 2014 году объем был 249,7 млрд рублей), считают эксперты.