Российская почта уже не первый раз пытается внедрить в свою работу передовые технологии; некоторые проекты можно отнести к разряду "из области фантастики".
Первый запуск груза "Почты России" на беспилотнике оказался неудачным. Дрон российской компании "Рудрон/Экспедитор 3М", который должен был лететь с посылкой до райцентра Тарбагатай около 50 км, на полной скорости врезался в стену дома — да еще практически в прямом эфире. "Почта России" сразу же открестилась от неудачного полета, заявив, что ее представители просто присутствовали на месте в качестве гостей, а в аварии виновата компания — производитель беспилотников.
Такую систему уже давно, к примеру, довольно удачно использует Amazon (служба доставки Amazon Prime Air). Но, в отличие от "Почты России", Amazon не стала сразу замахиваться на габаритные грузы. Дроны совершают доставку посылок до 2,5 кг и на небольшие расстояния.
У "Почты России" замысел масштабный: Интерфакс пишет, что предприятие хочет в будущем запустить такую систему доставки, чтобы дроны доставляли габаритные грузы до 300 кг в труднодоступные районы.
Знать каждого "в лицо"
"Почта России" за много лет существования обросла стереотипами, которые стали неотъемлемой частью ее образа: очереди, долгие отправления писем, потеря посылок. Почта решила бороться с ними при помощи технологий, но пока на общем фоне обывательских представлений о компании технические идеи "Почты России" воспринимаются как попытки маневрирования слона в посудной лавке.
Например, в прошлом году гендиректор предприятия Николай Подгузов обещал сократить срок доставки посылок до 36 часов в течение 5 лет, а в октябре "Почта России" объявила, что тестирует технологию автоматического распознавания клиента при входе в каждое отделение, чтобы, по словам Николая Подгузова, подготовить для посетителей посылки, пока они стоят в очереди, а в будущем прогнозировать с помощью этой системы нагрузки на отделения. Что из себя представляет такая идентификационная система, гендиректор не уточнял.
В феврале этого года "Почта России" уже объявила, что намерена использовать технологию распознавания лиц на основе разработок "Сколково" и что первый эксперимент с такой системой должен пройти в Москве в течение года. По словам того же Подгузова, "Почта России" технологически уже готова к такому нововведению.
"Такая подготовка позволит не требовать с клиента дополнительных документов, а сразу спрогнозировать, хочет ли он получить посылку, отправить ее или, например, получить пенсию. Внедрение такого механизма поможет увеличить скорость обслуживания и повысить качество", — заявил гендиректор.
Как и когда такая система станет привычной в российских реалиях, спрогнозировать довольно сложно — особенно для пенсионеров, которым даже с электронными талонами разобраться порой непросто.
Big Data, мессенджеры и онлайн-покупки
Онлайн-магазин наподобие AliExpress почта запустила уже давно. Правда, пока "Почтамаркет" по-настоящему заменить китайский магазин все же не может — выбор товаров довольно скромен, особенно что касается техники.
В сентябре предприятие объявило, что заключило контракт с компанией Samsung и теперь будет торговать корейскими смартфонами и ноутбуками. Правда, сейчас уже ни того ни другого в "Почтамаркете" найти нельзя, зато можно приобрести иконы и картины, выложенные стразами. Хотя в целом "Почтамаркет" все же относительно успешный проект: за 2016 год там было сделано около 500 тыс. заказов, а в некоторых регионах можно заказывать онлайн продукты питания. Правда, до крупных онлайн-ретейлеров и сервисов, таких как "Яндекс.Маркет", по объемам посещений и продаж все еще далеко. Да и ценовые предложения говорят не в пользу почты: те же товары, что и в "Почтамаркете", можно найти дешевле в других онлайн-магазинах.
1,5 года назад "Почта России" начала осваивать популярные мессенджеры. Например, создала аккаунт в Viber, чтобы клиенты могли быть в курсе о подписной кампании и условиях подписки на издания. Сейчас у этого аккаунта 14,6 тыс. подписчиков, новости в нем появляются с постоянной периодичностью. Чуть позже был создан чат-бот для Telegram, с помощью которого можно узнать о тарифах и услугах почты. Правда, при ближайшем рассмотрении @PochtaBot оказался не ботом, а просто справочным аккаунтом, где можно уточнить какую-либо информацию. На сообщения там все равно никто не ответил.
Как пишет издание TAdviser, "Почта России" с 2016 года начала активно пользоваться технологиями Big Data, для того чтобы обрабатывать большой массив данных. С помощью Big Data почта борется с "серой" неоплаченной корреспонденцией, оптимизирует маршруты почтовых отправлений по всей стране, а также делает адресную рассылку бумажных листков для потенциальных клиентов (Direct Mail).
Пока технических разработок, которые непосредственно помогали бы клиенту взаимодействовать с почтой, очень мало. Из последних и самых заметных можно вспомнить только введенную в Москве систему получения посылок по sms-коду без паспорта и заполнения бумажных извещений. О намерениях начать доставлять почту дронами компания говорила еще 2 года назад. Так что, возможно, несмотря на аварию с беспилотником, от "Почты России" стоит ждать новых экспериментов и идей.