Портовые активы Валерия Израйлита, генерирующие около 2 млрд рублей дохода в год, выставлены на торги за 10,3 млрд рублей. Эксперты полагают, что имущество выкупят с хорошим дисконтом структуры, связанные с Ильей Трабером.
Имущество ОАО "Транспортно–логистический комплекс" (ТЛК), основной актив арестованного бизнесмена Валерия Израйлита, выставлено на торги за 10,3 млрд рублей. Терминал в порту Усть–Луга, оборудование, права на аренду земельных участков могут достаться компаниям, связанным с известным петербургским бизнесменом — 67–летним Ильей Трабером. Трабер в 2016 году был объявлен в розыск испанским судом по "делу русской мафии" об отмывании денег на испанской недвижимости.
Предположительно, аффилированные с Ильей Трабером структуры уже управляют многопрофильным перегрузочным комплексом "Юг–2", а часть имущества ТЛК, по всей видимости, находится в залоге у связанного с Трабером и его партнерами ООО "Новые коммунальные технологии" (НКТ), которое выкупило почти с 50%–ным дисконтом 5–миллиардный долг ТЛК перед Сбербанком у ООО "Грос Ритейл", связанного с самим Сбербанком.
Ценный актив
Взвалившее на себя долговое бремя ООО "Грос Ритейл" в начале 2017–го обратилось в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти с заявлением о признании банкротом ТЛК. Теперь в ходе конкурсной процедуры имущество ТЛК выставлено на торги. Единым лотом за 10,3 млрд рублей продаются: право аренды у различных структур (Росморречфлот, Кингисеппский район, правительство Ленобласти) земельных участков в порту Усть–Луга общей площадью почти 200 га, а также многопрофильный перегрузочный комплекс "Юг–2" с инженерной инфраструктурой, железнодорожными путями протяженностью 3,3 км и автодорогой 7,4 км, а также оборудованием, административными зданиями и т. д. Также более 800 млн рублей — это право требования долга к различным структурам, в том числе 734 млн рублей к АО "Морской торговый порт Усть–Луга" — это стивидорная компания, ведущая операционную деятельность на "Юге–2" (сейчас энергично переваливает уголь, как говорят источники "ДП", из Донбасса) и на расположенном по соседству Автомобильно–железнодорожном паромном комплексе. Годовой оборот стивидора — около 2 млрд рублей.
"Я почти не сомневаюсь в том, что на торги придут одна или две компании, вероятнее всего как–то связанные с Ильей Трабером и его компаньонами. Эти фирмы выкупят имущество, с тем чтобы очистить от долгов, а затем, возможно, передадут какой–то третьей фирме", — говорит источник, знакомый с ходом банкротства ТЛК.
Пока под арестом
Источники в отрасли говорят, что незадолго до начала банкротства ТЛК Валерию Израйлиту удалось договориться со Сбербанком о реструктуризации долга — увеличении срока кредита. Но буквально накануне закрепления этих договоренностей, в конце декабря 2016–го, Израйлита арестовали по подозрению в том, что якобы в результате его действий похищены средства, выделенные на развитие портовой инфраструктуры.
В конце 2017 года Валерию Израйлиту было предъявлено обвинение. По сообщению Объединенной пресс–службы судов, его обвиняют в совершении целого ряда преступлений в составе организованной преступной группы.
"Предварительное следствие закончено, обвиняемый и его защитники знакомятся с материалами уголовного дела, которые составляют 123 тома", — добавили в пресс–службе.
Примерно в то же время НКТ перекупили у ООО "Грос Ритейл" 5,2 млрд рублей долга банкротящейся компании "Транспортно–логистический комплекс" перед Сбербанком.
"Дело о банкротстве инициировал Сбербанк, далее офшорная компания "Мейпл Вудленд Лимитед", которая, скорее всего, связана с должником, выкупила по заниженной цене права требования Сбербанка к ТЛК. Из материалов дела следует, что ООО "Грос Ритейл" и компанией "Мейпл Вудленд Лимитед" был заключен ряд договоров уступки. Причем цена уступаемого права была далека от размера первоначального права требования. Далее "Мейпл Вудленд Лимитед" уступило НКТ права требования к ТЛК. Использование офшора в данной цепочке видится вполне логичным, поскольку таким образом крайне сложно проследить связь должника и цессионария", — поясняет Андрей Комиссаров, адвокат, руководитель коллегии адвокатов "Комиссаров и партнеры".
Илья и его команда
НКТ, вероятно, связаны с Ильей Трабером и его партнерами.
Эта компания принадлежит на 7,5% бывшему члену совета директоров Балтинвестбанка (в 2000–е годы) и владельцу "Лесного терминала Фактор" Рамису Дебердееву, на 7,5% — совладельцу юридической компании "Прайм Эдвайс" Сергею Пупко, 7,5% — у экс–совладельца Выборгского судостроительного завода Владимира Даниленко. В Выборгском районе Ленобласти у него множество бизнес–связей и партнеров, среди которых известные предприниматели, например отец гонщика Виталия Петрова Александр Петров.
Еще 7,5% НКТ принадлежит предпринимателю Артему Бегуну, 25% — предпринимательнице Ольге Брагиной, и 45% — кипрскому "Доломана Холдинг Лимитед", который, по версии источника "ДП", ранее мог контролировать Трабер. "Не берусь утверждать, какая структура собственников у этой компании сейчас, но не думаю, что что–то кардинально изменилось", — добавил собеседник "ДП".
Гендиректор НКТ Денис Сухов сказал, что пока не знает, примет ли компания участие в торгах. О заинтересованности Ильи Трабера он сообщил, что "понятия не имеет".
Как ранее писал "ДП", в конце прошлого года входящее в ТЛК АО "Морской торговый порт Усть–Луга" возглавил Евгений Савкин, который также руководит ЗАО "Портофлот". ЗАО контролирует компания Nasdor Incorporated из Лихтенштейна. Ее участники рынка тоже, предположительно, связывают с Ильей Трабером.
Эксперты полагают, что Трабер может вести бизнес во всех портах Северо–Запада.
В частности, считается, что он может якобы стоять за проектом строительства в порту Приморск универсального перегрузочного комплекса за 77 млрд рублей. Ведет этот проект ООО "Приморский УПК", которым руководит Анатолий Савкин — отец Евгения Савкина.
Ранее Анатолий Савкин возглавлял петербургский филиал ФГУП "Росморпорт", который управляет государственным имуществом в портах, и в частности курирует деятельность портовых буксиров, которые использует ЗАО "Портофлот".
Некоторые собеседники "ДП" отмечают, что начиная с 2000 года Трабер проживает в Европе и имеет греческий паспорт, по всей видимости, на имя Илиаса Трабера.
В 2008 году он упоминался во французской прессе в качестве потенциального инвестора масштабного проекта по созданию Музея Чаплина в La Tour–de–Peilz в Швейцарии. Шато легендарного комика, где тот прожил последние годы, приобрел люксембургский фонд Genii Capital Джерарда Лопеса, партнером которого называли Трабера. Примерно тогда же этот фонд стал основным владельцем команды Renault "Формулы–1" (что позволило той продолжать участие в гонках), а в составе команды дебютировал первый российский гонщик "Формулы–1" Виталий Петров, сын Александра Петрова, партнера Ильи Трабера.
Авторы: Александр Сологуб, Александра Конфисахор, Ольга Мягченко, Маргарита Арановская
“
Такой актив, как ТЛК, может быть интересен экспортерам угля и минеральных удобрений. Аналогичные активы, специализирующиеся на перевалке "грязных" грузов и имеющие схожие мощности, оцениваются на рынке на порядок меньше. Другое дело, что фактическая стоимость формируется не из составляющих актива (земля, оборудование), а исходя из задач, которые покупатель планирует решить. Вероятно, что судьба ТЛК уже решена и будущий собственник известен в узких кругах, поэтому заявленная стоимость и проведение торгов — это просто формальности.
Константин Гриневич
Генеральный Директор Логистической Компании "Глогос Проект"
“
Заявленная цена объекта, возможно, с учетом криминальной истории аффилированного с ней Валерия Израйлита, не соответствует рыночной. Из–за высокой долговой нагрузки и переуступки прав требования все имущество портового оператора этого и другого терминалов было оценено лишь в 4,8 млрд рублей. ТЛК — качественный актив, за несколько лет он смог стать универсальным комплексом, способным принимать любые виды грузов, кроме наливных. Терминал показывал хорошие финансовые результаты: в последние 2 года выручка превышала 1,8 млрд рублей, чистая прибыль — 92 млн.
Илья Жарский
управляющий директор экспертной группы Veta