Производители табака готовы вкладываться в проект по маркировке сигарет и перенастраивать оборудование, чтобы очистить рынок сигарет от фальсификатов. После удачного эксперимента по маркировке меховых изделий метки на сигаретах могут сделать обязательными.
Табачные компании подвели первые итоги эксперимента по добровольной маркировке сигаретных пачек специальными двухмерными кодами. Всего производители промаркировали около 500 тыс. пачек сигарет, сообщил операционный директор компании — оператора эксперимента ЦРПТ Андрей Кириллов в ходе визита делегации от Минпромторга на табачную фабрику "Филип Моррис Ижора".
В эксперименте уже участвуют крупнейшие производители табака "Филип Моррис", JTI и "Бритиш Американ Тобакко", которые покрывают более 95% рынка. Первые партии сигарет с маркировкой выпустили с конвейера в феврале "Филип Моррис" и JTI, в марте — "Бритиш Американ Тобакко".
Код на пачке
Маркировка сигарет представляет собой код в формате Data Matrix. Код наносится на пачку, содержит детальные данные о продукте и может подтвердить его подлинность: наименование, производителя, дату, время и место выпуска. Для нанесенения цифрового кода производители используют обновленное и перенастроенное оборудование, уже установленное на фабриках. В магазинах покупатели смогут выявлять контрафактные сигареты при помощи мобильного приложения.
Координацией и мониторингом системы занимается Минпромторг. Оператор информационной системы для проведения эксперимента — "Оператор-ЦРПТ". Это дочерняя компания Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), которая принадлежит структурам миллиардера Алишера Усманова, госкорпорации "Ростех" и компании инвестора Александра Галицкого.
Эксперимент по маркировке стартовал 15 января и продлится до конца года. По словам заместителя главы Минпромторга Виктора Евтухова, маркировка может стать обязательной. По его словам, аналогичный опыт по маркировке меховых изделий показал "впечатляющие результаты с точки зрения обеления рынка и фискальной истории". Следующий на очереди — рынок обуви.
Андрей Кириллов в ходе мероприятия назвал эксперимент "более чем удачным". "Мы уже можем подвести промежуточные итоги: эксперимент в рамках утвержденного плана позитивно воспринимается всеми участниками проекта и не требует серьезных изменений в бизнес-процессах", — согласен Виктор Евтухов.
Первые пачки с кодом
Маркировка сигарет призвана избавить рынок табачной продукции от контрафакта и фальсификата. Инициатива по запуску маркировки исходила от самих табачных компаний именно из-за этой проблемы.
"Филип Моррис" приступил к печати кодов Data Matrix на пачках, блоках и коробках сигарет в первой половине февраля, в апреле эта продукция попала в розничные сети. На петербургской фабрике "Филип Моррис" маркированные сигареты пока выпускает только одна линия, на дооснащение второй производственной линии компания может потратить около $300 тыс. Компания уже выпустила 70 коробов, в каждом по 500 пачек.
В ходе первого этапа пилотного проекта "Бритиш Американ Тобакко" оснастила оборудованием для нанесения маркировки тоже одну производственную линию и выпустила ограниченную партию продукции в 240 коробов.
На этом этапе JTI произвел небольшую партию в 60 коробов, на следующей стадии эксперимента, во второй половине текущего года, может быть начато производство новых партий сигарет с маркировкой в коммерческих объемах.
Инвестиции в белый рынок
"Пилотный проект позволит нам протестировать систему маркировки и прослеживания в реальных условиях. Государство и бизнес смогут оценить, как внедрение цифровой маркировки повлияет на бизнес-процессы в отрасли: выпуск продукции, логистику, продажи в рознице, документооборот", — рассказал "ДП" руководитель отдела "БАТ Россия" по противодействию нелегальной торговле табачными изделиями Максим Курганский.
Первые 3 месяца пилотного проекта не выявили существенных технических проблем, связанных с переоборудованием фабрики или особенностями производственного процесса, признают в JTI. Участие в эксперименте не потребовало от компании перестройки производственных линий, а выбранный формат маркировки двухмерным кодом Data Matrix показал, что является оптимальным решением с учетом условий и скоростей сигаретного производства, констатирует вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Головко.
Эксперимент по маркировке покажет, сколько составит себестоимость одной метки, необходимый объем инвестиций и возможное влияние на цену сигарет. Директор по связям с ЕАЭС и защите торговых марок "Филипп Морис Интернешнл" в России Александр Мироненко убежден, что внедрение маркировки не повлияет на конечную стоимость пачки, а первые результаты применения системы цифровой маркировки показали ее эффективность.
Окончательные итоги пилотного проекта можно будет подвести не ранее конца года, после подключения к эксперименту других участников, делает вывод Сергей Головко. "Со своей стороны, мы рассчитываем на его успешное завершение, что позволит регулирующим и правоохранительным органам повысить прозрачность на рынке табачных изделий и обеспечит барьер для доступа нелегальной табачной продукции на российский рынок", — добавляет он.
Объем производства сигарет в России в 2017 году сократился на 25,8% по сравнению с 2016 годом и составил 246 млрд штук, следует из данных Росстата. По данным табачников, объем российского табачного рынка непрерывно снижается с 2008 года. Связано это с падением производства, снижением числа курильщиков в России и ростом числа нелегальной продукции.
Так, нелегальная продукция уже занимает 4,5% рынка, по данным последних исследований. Как устроен рынок контрабандных сигарет в Петербурге и кто на нем зарабатывает, можно прочитать в расследовании "ДП".