О последствиях санкций для российской экономики

   

Мария Сальникова, ведущий аналитик ООО «Эксперт плюс»:

Последствия санкций для российской экономики не станут критичными. Шум в информационном поле, падение активов российского фонового рынка и девальвация валюты – это то, что мы видим по факту, и виним в этом США. Однако если начать разбираться, то истерия спекулянтов – это эмоциональная коррекция рынка. А национальная валюта после выборов президента в марте и без того должна была пойти на просадку. Списывать все предстоящие экономические неудачи только на санкции – не стоит.
Если брать по секторам, то банковские структуры не будут испытывать на себе давления от внешних факторов. Акцент делается на том, что не стоит связывать просадки показателей в банках только с принятыми санкциями. Разве что ВТБ попал в плохое положение, так как он наиболее зависим от внешнего фондирования. Но в целом помните о том, что падение доходности по депозитным вкладам (как в разных валютах, так и разного срока вложения) и без того провоцирует снижение привлекательности этого вида сбережений. Падение курса национальной валюты — это явный сигнал для роста инфляции, что будет поддерживать отток существующих вкладов. Несмотря на то что Минтруд гордится ростом реальных заработных плат в январе-феврале этого года на 10,5% и оценки на 2018 год в целом по данному показателю оптимистичные (по итогам года в ЦБ ждут, что рост номинальных зарплат превысит 10%),население не перейдет к модели сбережения.
Рост корпоративного и потребительского кредитования, который наметился по итогам I квартала 2018 года, сохранится в связи с активизацией оборотного кредитования нефинансовых компаний, занимающихся сезонными видами бизнеса. Также поддержку будет оказывать традиционно возрастающая во II квартале потребительская активность населения.
Поддержка банковского сектора со стороны государства только усилит развитие государственных банков и увеличит их значимость на отечественном рынке. Спасение / финансирование госбанков будет приоритетным, а для негосударственных банков дорогое финансирование в среднесрочной перспективе ведет к двум путям: либо готовиться к закрытию, либо искать альтернативные источники финансирования за пределами Европы и США.
Если выделять конкретные фондовые активы, которые пойдут в рост, то внимание стоит обратить на Сбербанк. По данным ЦБ РФ за 2017 год, именно Сбербанк обеспечил 86,6% всей прибыли банковского сектора. В условиях санкционного давления Сбербанк будет получать поддержку ЦБ РФ первым. Кроме того, общий размер риска в отношении компаний, включенных в список блокирующих санкций (SDN) Минфина США от 6 апреля, составляет менее 2,5% активов Сбербанка. Еще весной стоимость акций может пойти на просадку к 180 рублям, а вот в диапазоне 178-184 рублей за акцию можно ждать, что активизируются покупатели.
Так что позиция международного рейтингового агентства Moody’s в том, что банковская система России способна справиться с негативными последствиями западных санкций, вполне логична и правдива. Сильная внешнеэкономическая позиция России, а также высокий уровень ликвидности банковской системы смогут защитить от влияния нового пакета санкций.