Три года в Петербурге действует программа превращения в безопасный город: это и видеонаблюдение, и управление пробками. Сейчас мегаполис хотят сделать еще и умным.
Последние 3 года Смольный старается защитить петербуржцев от преступности, ЧС и подобных неприятностей с помощью технологий. На программу "Безопасный город" с 2015 по 2020 год было предусмотрено финансирование в 3,15 млрд рублей. В 2016–м началась активная фаза — правительство приняло постановление о создании технологического комплекса с тем же названием.
За последний год администрация Петербурга вместе с ИТМО разработала еще и концепцию "умного города", которая во многом дублирует предыдущую. Бюджет "умной" программы пока не определен. Системы безопасных городов в РФ курирует МЧС, а будет ли куратор у "умных" на федеральном уровне, пока не ясно. В любом случае дублирование функций может обернуться двойными бюджетными тратами.
Споры о понятиях
Основная часть финансирования программы "Безопасный город" предназначена для технологического развития: комитету по информатизации и связи (КИС) должны выделить 90,2% от всего объема средств — 2,84 млрд рублей.
"Мы создали аппаратно–программный комплекс "Безопасный город". Под одной крышей в нем уже собраны вопросы безопасности как таковой, камеры, управление движением, возможности МЧС и многое другое, — рассказал вице–губернатор Александр Говорунов (курирует в том числе КИС) на Петербургском цифровом форуме. — На повестке дня на ближайшее обозримое будущее стоит интеграция в этот комплекс таких вопросов, как экологическая безопасность, ЖКХ и особо опасные объекты, которые располагаются на территории города и Ленобласти. Мы с вами прекрасно понимаем, что, не дай Бог что с ЛАЭС, Петербургу тоже мало не покажется. Поэтому как минимум три эти задачи стоят у нас на ближайшее время".
Подобные программы внедряются и в других регионах (их уже 10). На федеральном уровне все курирует МЧС. Генеральный конструктор АПК "Безопасный город" Оксана Якимюк отмечает, что, когда в 2014 году писалась федеральная программа, в нее сразу были заложены элементы "умного города", которые касаются управления инфраструктурой, например мониторинг электросетей, транспорта.
Все это в концепции безопасного города уже прописано. "Все, что относится к управлению территорией и обеспечению комфортного проживания, уже заложено. Остается это применять. Чего там нет с точки зрения "умного города" — это Интернета вещей, предоставления госуслуг и решения всех вопросов через мобильный телефон", — говорит Оксана Якимюк, рассуждая о том, что придумывать новую программу со старым смыслом не очень целесообразно.
Новая программа несет опасность дублирования существующих систем. "По сути, безопасный город — это автоматизация процессов госуправления. Но если автоматизировать хаос, получишь его еще больше. Прежде чем автоматизировать что–то, нужно это что–то систематизировать, а у нас этого, к сожалению, не делают, — констатирует Оксана Якимюк. — И в результате, когда эта система начинает работать, она в лучшем случае используется на 10%".
В Петербурге недостаточное использование существующих систем и дублирование функций хорошо видно на системе видеонаблюдения. В городе установлено около 20 тыс. видеокамер, но не редкость, когда в одном месте висят камеры разных ведомств, передавая изображения на разные серверы.
"Мы предлагаем сделать облачное хранилище видеоданных (подобное есть в Москве. — Ред.), чтобы информацию в него передавали не только госорганы, но и физлица, и юрлица, — заявил руководитель по продаже ИКТ–проектов "МегаФона" Сергей Липатов на Цифровом форуме. — Люди относятся к камерам настороженно. Но если будет такое облачное видеохранилище, то людей и не надо будет заставлять. Я бы, например, изображения с двух камер со своего дома передавал в такое хранилище, потому что понимаю, что так мой дом станет безопаснее".
Двигаться дальше
Но все–таки современные системы управления городами сложно представить без Интернета вещей — речь о создании сетей, объединяющих разные устройства, будь то камеры, фонари или датчики у парковочных пространств, если говорить о городе. Или стиральная машина, теплый пол, электроводонагреватель, если говорить о квартире.
"Например, в Петербурге организуется парковочное пространство. Но, во–первых, его нельзя назвать умным, потому что госорганы не могут договориться, как собирать штрафы. А во–вторых, по уму, на каждом парковочном месте нужны датчики, которые бы определяли, что там стоит машина. У нас этого и близко нет", — сетует топ–менеджер одной из технологических компаний Петербурга.
Другая составляющая, которой пока в программе "Безопасный город" в Петербурге нет, — анализ больших данных.
"У сотовых операторов огромное количество данных — они их собирают и продают. Бизнес этим активно пользуется, там понимают, как это работает, а в госорганах — нет, — говорит Сергей Липатов. — Кроме Москвы, я не знаю ни одного российского региона, который бы заказывал анализ больших данных. Big Data (большие массивы разноплановых данных. — Ред.) нужно объединять с "безопасным городом", это позволит решить массу проблем: например, можно будет сразу понять, сколько людей попало или может попасть в зону бедствия и точечно этих людей оповестить".
С тем, что это необходимо, согласна и Оксана Якимюк: "Мы почему–то не относимся к системе безопасного города как к системе, которая действительно повлияет на город. Пока системы видеонаблюдения зачастую не выполняют даже базовых функций. Я уже не говорю, что с их помощью можно алиментщиков искать".