00:0125 апреля 201800:01
24029просмотров
00:0125 апреля 2018
Налоговая служба успешно нейтрализовала попытку юристов миллиардера Вениамина Грабара утвердить в суде проект мирового соглашения в деле о банкротстве промышленной группы "Ладога" и пытается организовать личное преследование миллиардера.
На прошлой неделе конкурсный управляющий АО "Промышленная группа "Ладога" Андрей Шутилов обратился в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти с ходатайством об утверждении нового (уже второго по счету) проекта мирового соглашения. Первый проект, поданный управляющим в конце прошлого года, с треском провалился в конце марта: суды не только отказали в его утверждении, но и "разморозили" ранее приостановленное производство по ходатайству о привлечении бенефициаров "Ладоги" — Вениамина Грабара, Андрея Купоросова и Юрия Тихонова — к субсидиарной ответственности на сумму более 3,5 млрд рублей.
Главный, а по сути единственный противник мирового — Управление ФНС России по Петербургу. Фискальное ведомство требует с "Ладоги" недоимку по налогам на общую сумму 643 млн рублей, а также проценты, пени и штрафы еще на 296 млн. Все прочие кредиторы банкротящейся промышленной группы "Ладога", которым компания должна почти 2 млрд рублей, не считая процентов, как неоднократно отмечают в суде налоговики, имеют четкие признаки аффилированности с должником и его бенефициарами. Они полностью контролируют процедуру банкротства, имея подавляющее большинство голосов на собраниях кредиторов. На собрании кредиторов, которое состоялось в конце марта 2018 года, они проголосовали за новый проект мирового соглашения. Налоговая была против, но решение было принято и проект представлен на утверждение суда.
Но при всем этом диктовать свои условия налоговикам у них пока не очень получается.
В прошлом году бенефициарам "Ладоги" уже пришлось раскошелиться и заплатить в бюджет по иску налоговой недоимку в 727 млн рублей и 40 млн рублей штрафа под угрозой возбуждения уголовных дел и полной потери бизнеса. Теперь, как говорит источник, близкий к налоговой, торг идет вокруг 100 млн рублей штрафных санкций. Если бизнесменам удастся убедить налоговую или суд утвердить прощение этого долга, то они создадут прецедент. Но шансов на это, по словам источника, немного: налоговая считает, что "незачем прощать долг перед бюджетом, который вполне может быть погашен через привлечение бенефициаров к субсидиарной ответственности". Вениамин Грабар вчера был недоступен для комментариев.
Пустой "пузырь"
ОАО "Промышленная группа "Ладога" — бывший крупнейший петербургский производитель алкоголя, обанкротившийся в 2014 году после того, как налоговая проверка выявила у него недоимку на сумму 1,44 млрд рублей и начислила штрафов на 190 млн и пеней на 130 млн рублей. Не дожидаясь безакцептного списания средств, владельцы компании, по версии налоговиков, приняли ряд действий по минимизации денежных потерь.
Во-первых, они "перевели финансово-хозяйственную деятельность на зависимое вновь созданное юрлицо ООО "Группа Ладога" с теми же адресом, сайтом, видами деятельности, сотрудниками, производственным помещением, оборудованием". Во-вторых, открыли расчетные счета нового юрлица, на которые "стала поступать выручка за продукцию, реализованную АО "ПГ Ладога". В декабре 2014 года ООО "Группа Ладога" получило лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, в ноябре 2015 года — вторую лицензию, уже на производство спиртных напитков. В апреле 2016 года — сертификаты качества ISO 22000: 2005 и FSSC 22000.
В период, пока налоговики анализировали результаты проверки, компания "Группа Ладога" заключила долгосрочный договор аренды производственных и складских помещений ликеро-водочного завода на Московском шоссе, 13, а в ноябре 2014 года приобрела в собственность производственное и складское оборудование предприятия. Причем, как выяснили налоговики, в "договорах поставки", по которым прошла данная сделка, покупатель "еще размещая заявку на поставку, уже обладал сведениями об инвентарных номерах оборудования ОАО "ПГ Ладога", что в реальном хозяйственном обороте невозможно и свидетельствует о формальном документообороте".
Вывод налоговиков подтвердили и допрошенные в ходе проверки сотрудники "Ладоги", которые чистосердечно сообщили, что при переходе из "ПГ Ладога" в "Группу Ладога" их рабочие места, зарплата, должности и обязанности не изменились и у коллег их тоже ничего не поменялось. Весь коллектив перешел с одной работы на другую в течение 1 дня.
Следующим этапом, в декабре 2014 года, путем реорганизации из ПГ "Ладога" было выделено новое юрлицо — ООО "РВ-Промалко", владеющее товарным знаком "Русская водка". А АО "Холдинговая компания Ладога" расторгло с ПГ "Ладога" лицензионные договоры на бренды "Перцовочка", Ladoga, "Ладога Хлебная", Czar`s Gold, "Царское Село", RonRon, Ladorier, Black Beast, Prestige, "Древний", Organic, "Царское золото", "Самсон", "История любви" и др., после чего заключила аналогичные договоры с ООО "Группа Ладога".
Наконец, в начале 2015 года владельцы "Ладоги" избавили уже не "промышленную" и уже не "группу" от товарных остатков — 9,87 млрд бутылок всевозможной алкогольной продукции. Жалкие остатки этих товарных остатков налоговики потом отследили по сделкам между "Группой Ладога" и АО "Ладога Дистрибьюшен" за июнь-декабрь 2015 года: 5 тыс. бутылок "Перцовочки", 9,7 тыс. бутылок водки "Зверь", 1,5 тыс. бутылок "Лимончелло" и т. д.
Опустошив таким образом компанию от всех активов, собственники приняли решение о ее ликвидации, а ликвидатор в декабре 2014 года подал заявление о признании ликвидируемого должника банкротом. В начале 2015 года суд ввел в компании конкурсное производство, назначив управляющим Андрея Шутилова.
Нашли собутыльников
Как выяснили налоговики, ООО "Группа Ладога" было создано в марте 2014 года (когда налоговая проверка уже началась) гражданкой РФ Ириной Двоеглазовой (по совместительству гендиректором АО "ХК Ладога"). Уже через месяц компания перешла в собственность офшора Ponside Ltd, одновременно АО "ПГ "Ладога" сменило собственников на офшор Kolbek Ltd. Но у налоговиков возможности для изучения офшоров куда выше, чем у обычного контрагента. И вскоре фискальные органы выяснили, что оба офшора зарегистрированы в Лондоне по одному адресу: дорога Маршалси,11 (там, где неподалеку когда-то была воспетая Диккенсом долговая тюрьма). В феврале 2017 года ООО "Группа Ладога" снова сменила собственника: им стал офшор Lighting Associations Ltd. Причем договор купли-продажи долей ООО со стороны Ponside Ltd подписал Павел Белобров (соучредитель АО "ХК Ладога" и офшора Ladocom Holding KG), а со стороны покупателя — все та же Ирина Двоеглазова.
Выяснив эти обстоятельства, налоговики в начале 2017 года обратились в Арбитражный суд СПб и ЛО с иском к ООО "Группа Ладога" о признании ответчика взаимозависимым лицом с АГ "ПГ Ладога" и в мае 2017 года выиграли это дело. По решению суда "Группа Ладога" полностью погасила предъявленную ей недоимку в 727 млн рублей, а также добровольно заплатила штраф 40 млн.
Но еще ранее этого иска налоговая вступила в дело о банкротстве ПГ "Ладога". Сначала было предъявлено требование на 1,2 млрд рублей (956 млн недоимки, 150 млн штрафа и 72 млн пени), которое было включено в реестр кредиторов. Затем вдогонку подано требование на 350 млн рублей, которое в реестр не попало. При этом требования структур, аффилированных с "Ладогой", на общую сумму более 2 млрд рублей в реестр вошли, что позволило им контролировать процедуру банкротства и проводить все необходимые решения собраний кредиторов.
Понимая, что действовать надо решительно и жестко, налоговики подали ходатайство о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника. При этом первым ответчиком по их ходатайству был привлечен не кто-то из топ-менеджеров, а сам миллиардер Вениамин Грабар, который всегда и был известен рынку как основной владелец "Ладоги".
В августе 2017 года суд по ходатайству УФНС арестовал личное имущество Грабара и двух его топ-менеджеров — Андрея Купоросова и Юрия Тихонова — на общую сумму 3,5 млрд рублей. Еще ранее, как гласит версия источника, близкого к правоохранительным органам, по заявлению налоговой ГСУ Следственного комитета РФ по Петербургу возбудило уголовное дело по факту уклонения от налогов — для начала в отношении "неустановленных лиц". Но, как сообщил источник в СКР, после погашения "Группой Ладога" части долга в 727 млн и штрафа в 40 млн рублей уголовное дело было прекращено "в связи с полным погашением ущерба".
Рюмка мира
Веские доводы ФНС и СКР, похоже, возымели свое действие: бенефициары "Ладоги" решили пойти на мировую с налоговой.
В ноябре 2017 года все дружественные кредиторы ПГ "Ладога" подавляющим большинством голосов (76% реестра) проголосовали за заключение мирового соглашения с должником. По условиям мирового одна из структур группы "Ладога" — АО "Фурато" — обязалась погасить 642 млн рублей долга в течение 1 года при условии прощения почти 300 млн рублей процентов, пеней и штрафов. ФНС голосовала против, но осталась неуслышанной, и конкурсный управляющий принес проект мирового на утверждение суда. Одновременно по ходатайству ответчиков было приостановлено производство по иску о субсидиарной ответственности бенефициаров — до рассмотрения судом ходатайства о мировом.
Налоговики обжаловали приостановку субсидиарного дела в апелляции и одновременно оспорили решение собрания кредиторов о мировом. И 6 апреля оба требования были удовлетворены: первое — в апелляции, второе — в первой инстанции. Решение кредиторов было признано недействительным, субсидиарное производство возобновлено, а в утверждении мирового отказано.
Не дожидаясь этого решения, в конце марта 2018 года кредиторы ПГ "Ладога" провели новое собрание, на котором приняли новый проект мирового соглашения. По его условиям, все долги перед налоговой погасит ООО "Группа Ладога". Как пояснил представитель этой компании на собрании, "установление взаимозависимости с должником решением арбитражного суда влечет для нас негативные последствия. Кроме того, мы заинтересованы в использовании деловых связей ПГ "Ладога" для выхода на европейский рынок".