Когда в 1990 году выпускник–отличник юрфака Омского госуниверситета Игорь Метельский ехал в Ленинград поступать в аспирантуру, он, конечно, строил наполеоновские планы (а кто бы не строил в такой ситуации), но едва ли в эти планы входило стать миллиардером. Тем не менее он им стал, и не последнюю роль в этом сыграло его трудоустройство в Смольном на заре 1990–х годов: защитившись в СПбГУ, молодой кандидат юридических наук устроился по специальности в комитет по управлению городским имуществом.
У истоков
Тогда карьерный рост молодых смольнинских юристов шел довольно быстро: система права изменилась радикально, и выпускники юрфаков имели если не преимущество, то равные шансы с маститыми советскими правоведами. И уже через 2 года Игорь Метельский возглавил юридическое управление КУГИ под началом Михаила Маневича.
В 1998 году, после убийства Маневича, Игорь Метельский временно покинул Смольный и занялся юридической практикой в фирме "ЮСТ" (не путать с одноименным московским адвокатским бюро). В 2002 году он возглавил фирму, одновременно возобновив деловые отношения с КУГИ. Он стал советником председателя на общественных началах, что позволило ему принять участие в написании Федерального закона "О госрегистрации прав на недвижимость". В то же время он занялся и недвижимостью, основав с партнерами агентство "Аренда.ру", но уже в 2003 году избавился от доли (40%) в нем.
До и после Матвиенко
В 2003 году, после того как на выборах губернатора Петербурга победила Валентина Матвиенко, Игорь Метельский впервые вошел в кабинет председателя КУГИ на правах руководителя. И занимал он это место более 9 лет, пересидев почти на полтора года свою прямую начальницу: сначала просто как глава комитета, а с 2010–го по конец 2012 года — как вице–губернатор Петербурга, курирующий имущественный блок. В круг его обязанностей входили вопросы управления государственным имуществом, строительства и реконструкции объектов недвижимости, архитектуры и градостроительства, инвентаризации и мониторинга земель, землеустройства на территории города.
После ухода Валентины Матвиенко в Совет Федерации и прихода в Смольный Георгия Полтавченко именно Игорь Метельский дольше всех из ее команды сохранял свое место вице–губернатора. И даже когда он написал заявление об уходе по собственному желанию, Полтавченко подписал его не сразу.
Участник рейтинга миллиардеров
. №266. Состояние: 1,4 млрд рублей
РАД стараться
Освободившись от чиновничьих обязанностей, Игорь Метельский оказался далеко не бедным человеком. Не прошло и года, как экс–чиновник стал совладельцем строительной компании "Доркомплексстрой" (впрочем, в 2017 году Метельский вышел из этого бизнеса, продав долю партнеру, Ренату Галиуллину). А еще через год новоявленный бизнесмен оказался основным акционером АО "Российский аукционный дом" в партнерстве с экс–главой Фонда имущества Андреем Степаненко. Компания является одним из ключевых игроков аукционного рынка России, на равных конкурируя с федеральными игроками. Крепкие бизнес–связи и деловая хватка Игоря Метельского позволили компании за 2 года нарастить обороты более чем вдвое: с 410 млн до 870 млн рублей, а прибыль — более чем в 7 раз: с 37 млн до 266 млн рублей. Обнаружились у Игоря Метельского и доли в ООО "СП Лен Ютон" и ООО "Г20". У первой компании "дочка" — ООО "ТТГ" — арендует у города здание на Невском пр., 30. До конца срока аренды еще 23 года, так что участники рынка недвижимости смело почти приравнивают стоимость этого права аренды к праву собственности. В здании находится бизнес–центр класса А площадью 7 тыс. м2. Вторая компания владеет помещениями в бизнес–центре на Галерной ул., 20, площадью около 1,2 тыс. м2.
"Астро"–номия
Удачными оказались и инвестиции Игоря Метельского в IT–сферу. В 2015 году он купил долю 25% в фирме "Астрософт", и буквально за год она нарастила портфель госзаказов в 50 раз (с 1,2 млн до 69 млн), а обороты — почти втрое (со 130 млн до 360 млн рублей). Не забывает миллиардер и про свой юридический бизнес. Фирма "ЮСТ", где у него 33% наравне с двумя партнерами, до сих пор жива–здорова, в ней трудятся 10 юристов, которые ходят в суды, сопровождают сделки и тем генерируют выручку — когда 15 млн, а когда и 80 млн рублей в год.