13:2627 апреля 201813:26
2324просмотров
13:2627 апреля 2018
Алексей Каневский, председатель комитета по экономике московского отделения "ОПОРЫ РОССИИ":
Начиная с февраля 2018 года почти каждый десятый груз с товарами без знака ЕАС задерживается на российской таможне и может простаивать до 2 месяцев. В "ОПОРУ РОССИИ" поступают жалобы от малого и среднего бизнеса в связи с препятствиями по маркировке товаров знаком ЕАС на границе.
Напомним, что решением комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 года №711 утверждено "Положение о едином знаке обращения (ЕАС) продукции на рынке государств-членов Таможенного союза", таким образом, единый знак обращения подтверждает, что ввозимая продукция, отмеченная знаком ЕАС, соответствует требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Проблемы, как зачастую на территории постсоветского пространства, начинаются при трактовке положений пунктов 2 и 5 решения комиссии Таможенного союза №711. Так, в первом из них говорится о том, что "Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок Евразийского экономического союза", а в соответствии с пунктом 5.1 "Единый знак обращения наносится на каждую единицу продукции, упаковку или сопроводительную документацию".
Вся маркировка, соответствующая требованиям ЕАЭС, должна наноситься до выпуска продукции в обращение, что для импортируемых товаров означает "до ввоза", но, во-первых, одновременное предъявление в таможенный орган декларации о соответствии, на которой присутствует знак EAC, в котором указаны идентификационные признаки товара (марка, артикул, модель, изготовитель), полностью идентичные сведениям о товаре, указанным на самом товаре и/или в документах на товар, означает выполнение требований таможенного законодательства о документальном подтверждении соответствия товаров требованиям техрегламентов.
Во-вторых, у таможенных органов отсутствуют полномочия проверять обоснованность выдачи документа о соответствии и/или осуществлять какие-либо действия по проверке фактического соответствия товара требованиям техрегламентов, таможенные органы обладают полномочиями только сопоставить идентификационные признаки товара, а также проверить подлинность документа о соответствии по официальному реестру Росакредитации. При этом отсутствие маркировки, в том числе знака обращения на сертифицированном товаре, если и образует состав административного правонарушения, то по части 1 статьи 14.43 (нарушение требований технических регламентов) или по одной из частей статьи 15.12 КоАП России (производство, продажа, хранение, перевозка или приобретение товаров, в отношении которых установлены требования по маркировке, без соответствующей маркировки), а не по части 3 статьи 16.2, как это трактуется ФТС, ведущей к административным штрафам от 50 тыс. до 300 тыс. рублей с возможной конфискацией товаров, которые явились предметами административного правонарушения.
Не совсем понятно, как таможня, основываясь исключительно на факте отсутствия надлежащей маркировки, делает вывод о несоответствии ввозимых товаров требованиям безопасности, притом что наличие выданного в установленном законом порядке сертификата о соответствии свидетельствует ровно об обратном.
Согласно КоАП РФ, административная ответственность за отсутствие маркировки ЕАС накладывается только при наличии дотации на товар. Однако, как показывает практика, даже при отсутствии дела об АП товар без маркировки приносит значительные потери.
Серьезным препятствием для выполнения текущих требований ФТС служит недостаток таможенных складов для проставления на товаре знака ЕАС, что создает дополнительные траты для предпринимателей.
Если продукция поставлена на таможню без знака, нужно дать возможность оперативно оклеить ее на месте и сразу же забрать, но из-за недостатка свободных площадей для хранения на таможне этого сделать не получается. Тем самым товар нужно либо возвращать, либо задерживать на месяцы, а любые задержки — это ежедневные и серьезные потери средств для предпринимателей.
Для ее решения необходимо развитие технических ресурсов таможенных служб: открытие новых складов, снабжение их всеми необходимыми средствами и кадрами, а также предоставление возможности импортерам наклеивать необходимые знаки на месте. Это значительно сократит сроки удержания товара.
Что касается финансирования, то здесь можно ввести небольшие платы с импортера, размеры которых будут зависеть от времени пребывания товара на складе.
При этом основная ответственность за нанесение необходимых для таможни знаков должна все же лежать на импортере.
Внешнее оформление, написание и содержание русского текста, знаки, декларации — это огромное количество информации, которая заранее высылается производителю для нанесения. Но это в случае, когда товара заказывают действительно много. Если количество небольшое, то производитель не станет связываться с русскоязычным текстом предварительно — это становится задачей импортера, и стикеризация происходит уже здесь, в РФ и это право импортера четко прописано в пункте 4 решения. Знак EAC в данном случае носит информационный характер для потребителя и с нашей точки зрения должен наносится непосредственно на продукцию до момента ее покупки, а не ее ввоза. На момент ввоза вполне достаточно его отражения в сопроводительной документации.