Общественная организация "СТОПкартель" обратилась с заявлением о картельном сговоре петербургских дорожников, которые, по оценкам общественников, договорились о мирном "разделе" контрактов на ремонт городских дорог и реконструкции Лиговского путепровода. Соглашения на соответствующие работы достались подрядчикам без конкуренции: в каждом из "подозрительных" аукционов победителем становился единственный участник.
В марте-апреле 2018 года СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" провело несколько аукционов и фактически оккупировало первые строчки двух весенних рейтингов самых дорогих госзакупок. Разыгрывались контракты на текущий ремонт дорог во всех районах города, а также на реконструкцию Лиговского путепровода. Общая стоимость пяти заключенных контрактов – 7,1 млрд рублей.
Так вышло, что эти пять соглашений поделили между собой крупнейшие дорожно-строительные компании города: контракт на 997 млн рублей подписан с "Орион-Плюс", два контракта общей стоимостью 1,6 млрд рублей достались "АБЗ-Дорстрой", соглашение на 999 млн рублей заключено с ВАД, и контракт стоимостью 3,5 млрд рублей пополнил портфолио компании "Пилон".
Каждая из компаний стала обладателем госконтракта без торгов, в статусе единственного участника аукциона. На эту ситуацию обратила внимание общественная организация "СТОПкартель", которая обратилась в ФАС России с заявлением о картельном сговоре.
В "СТОПкартеле" решили, что дорожные строители Петербурга "поделили" аукционы и попросту договорились участвовать каждый в своем конкурсе. В общественной организации также отметили, что три из четырех участников – "АБЗ-Дорстрой", ВАД и "Пилон" – являются членами и учредителями ассоциации "Открытое пространство", что может являться дополнительным доказательством.
"По четырем аукционам, победителями которых стали единственные участники, заявки были поданы синхронно в один день и по начальной максимальной цене контракта без какого-либо снижения с расчетом на предварительную договоренность и раздел указанных закупок", – сообщается в заявлении организации "СТОПкартель".
Дорожники с такой оценкой ситуации не согласны. В "АБЗ-Дорстрой" корреспонденту "ДП" сообщили, что никаких договоренностей с коллегами по цеху не было, а компания уже ведет работы по заключенным контрактам. В "Пилоне" объяснили, что не стали пытаться забрать текущий ремонт дорог в свой портфель госзаказа, потому что у компании и так хватает работы.
"Нужно разделять текущий ремонт дорог и реконструкцию Лиговского путепровода. Это разные задачи по сути и по времени исполнения. Мы бы с удовольствием поучаствовали в тендерах на текущий ремонт и поработали, но у нас есть обязательства по объектам к ЧМ-2018. А время исполнения и там и там одинаковое. Была вероятность, что мы не справимся с такими объемами в одни и те же сроки. Так что никакого картельного сговора с нашей стороны точно не было. Касательно Лиговского путепровода – контракт пока не заключен, поэтому о чем-либо говорить вообще преждевременно. Мы сами, кстати, были очень удивлены, что кроме нас никто не пришел на этот конкурс", – рассказал генеральный директор ЗАО "Пилон" Владимир Шмидт.
АО "ВАД" и "Орион-Плюс" ситуацию никак не прокомментировали. В ФАС России также затруднились дать предварительную оценку заявления общественной организации. Конкурентам и впрямь было бы удобно договориться "на берегу" и заранее решить, кто в каком конкурсе примет участие.
С другой стороны, все контракты действительно очень крупные и выполнить сразу нескольких таких объемных госзаданий даже серьезным игрокам было бы сложно. Например, по выигранному соглашению компании "ВАД" предстоит в период с 2018 до 2020 года вести ремонтные работы дорожного полотна города по 88 адресам.
Стоит учитывать и объем тех обязательств, которые есть у подрядчиков: у ВАД на исполнении 57 контрактов общей стоимостью 277 млрд рублей, у "Орион-Плюс" шесть соглашений на сумму 6,5 млрд рублей, у "АБЗ-Дорстрой" 17 контрактов стоимостью 15 млрд рублей, и, наконец, у "Пилона" семь контрактов на 14,8 млрд рублей.