Премьер-министр Дмитрий Медведев объявил, что изменит структуру нового правительства. Вместо министерства образования появятся две структуры: Министерство просвещения и Министерство науки. А Минкомсвязи планируют переименовать в Министерство цифрового развития.
Про цифровизацию экономики и развитие IT в России в правительстве говорят давно, теперь за это будет отвечать отдельное ведомство. "ДП" решил разобраться, что будет представлять собой новая структура и что по этому поводу считают представители информационной индустрии.
В "цифре"
Новому ведомству перейдут некоторые функции бывшего Минкомсвязи: в частности, оно будет курировать Роскомнадзор, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Россвязь. Но помимо этого министерство будет заниматься развитием цифровой экономики, внедрением технологий в госуправление и нормативно-правовым регулированием в сфере IT.
Идея нового министерства витает в воздухе давно: сначала Алексей Кудрин и ЦСР предложили создать единую государственную цифровую платформу, которую бы возглавлял вице-премьер по цифровой трансформации. А затем Владимир Путин в своих новых майских указах дал установку до 2024 года развить отечественное программное обеспечение и вложиться в цифровую экономику.
Кто возглавит новое министерство, Дмитрий Медведев объявит через 2 дня. Пока вероятным претендентом на должность является, по данным "Коммерсанта", руководитель правительственного Аналитического центра Константин Носков, который как раз курирует разработки по цифровой экономике в правительстве.
С осторожностью и надеждой
Представители IT-индустрии высказываются по поводу появления нового министерства очень осторожно, хоть и приветствуют изменения.
Михаил Беляев, руководитель представительства компании "1С-Битрикс" в Петербурге, считает, что Минкомсвязи давно нуждалось в реформах:
"Министерство связи действительно несколько устарело как название и как посыл. Теперь связь не является настолько критичной коммуникацией, поэтому создание цифрового министерства — это правильное решение. Но тут еще наружу выходят все плюсы и минусы централизации. Если раньше решения по цифровизации в разных отраслях принимались представителями отрасли, то сейчас их хотят эскалировать вверх и сконцентрировать в одном министерстве. Плюсы в том, что у этого министерства будет лучше и шире экспертиза, и они будут видеть более широкую картину происходящего. Минусы в том, что, как только десять условных людей меняют на условного одного человека, возрастают риски ошибок. Команда, которая встанет во главе этого министерства, может как сильно ускорить развитие цифровизации, так и наоборот, замедлить его. Я считаю, что главой нового министерства не должен быть специалист в какой-то информационной сфере. Он должен обладать навыком коммуникации — ему предстоит связать три части в одно целое, чтобы был результат: заказчиков — тех самых представителей отрасли и бывшие отраслевые министерства; представителей IT и правительство. Будущему министру предстоит правильно понять запрос властей, оценить его возможности и при этом защищать интересы отрасли перед государством".
Александр Семенов, президент ГК "КОРУС Консалтинг", также считает, что работа нового ведомства зависит только от команды, которая его возглавит: "Влияние оказывают не министерства, а конкретные люди, которые в них работают, у которых есть полномочия. И только при условии, что у них есть опыт и мотивация. Вопрос не в названии министерств, а кто и что в нем будет делать и как взаимодействовать с отраслью. Но акцент на цифровизацию — это правильный ход. Насчет того, кто может возглавить такое министерство, могу сказать одно: для эффективной работы в государственном аппарате нужно иметь государственный опыт. Я знаю успешных людей, которые переходили из отрасли в государственную службу и наоборот. Поэтому важны скорее способности конкретного человека".
Илья Рогов, директор по маркетингу дата-центра Xelent, рассказал, что от инициативы возникают двоякие ощущения: "Если мы посмотрим на те дискуссии, которые витают в воздухе и на деловую программу предстоящего Петербургского экономического форума, то станет ясно, что государство делает акцент на цифровизации экономики. Ожидания у нас вроде и позитивные, но в то же время мы относимся к некоторым государственным инициативам с опаской. Потому что, например, история с блокировкой Telegram как-то не очень вяжется с новыми планами правительства. Но в целом явление это позитивное, и мы надеемся, что оно позитивно скажется и на нашей работе — наш центр является частью национальной структуры по хранению и обработке данных. Видно, что государство интересуется, как сделать нашу работу более эффективной и более прибыльной. Но пока нужно подождать полгода, чтобы понять, как все это будет реализовано".
Генеральный директор First Line Software Александр Поздняков думает, что представители IT нуждаются в таком ведомстве: "Представительство индустрии обязательно нужно. До сих пор нам как разработчикам удавалось получить некоторые налоговые льготы, что выравнивало наши шансы и на мировом рынке, и на рынке РФ. В том, чтобы эти преференции были предоставлены, министерство сыграло очень важную роль. Но министерство занимается не только льготами для стартапов и разработчиков, это много других функций, которые могли бы оказывать положительное влияние на развитие IT-ландшафта в РФ".